Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Простое предложение
Урок 23. Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями
Цели: закреплять и расширять знания об обособлении обстоятельств; отрабатывать умение грамматически правильно строить предложения с деепричастными оборотами; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии союза, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам, повторение
1. Обособление обстоятельств.
— Какие обстоятельства выделяются на письме запятыми?
— Какие предлоги влияют на обособление обстоятельств?
— Как отличить деепричастия от наречий, от них образованных?
— Обособляются ли фразеологические обороты, включающие деепричастия?
Комментарии
Вспомним основные правила обособления обстоятельств.
Правило |
Примеры |
Обособляются обстоятельства: |
|
1) образа действия, выраженные сравнительными оборотами |
Летит, как пух от уст Эола. (А. С. Пушкин) В траве, словно алмазы, блестели капельки росы. |
Примечание: исключения составляют случаи, когда сравнительные союзы примыкают по смыслу к сказуемому |
Волосы будто шёлк. Заря точно пожар. Луг как бархат. Злой язык что стрела. |
2) выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, имеющие уступительное значение |
Вечер, несмотря на ветер с моря, был тёплым. |
3) с предлогами благодаря, согласно, вопреки, если стоят перед сказуемыми |
Согласно намеченному плану, мы вышли в путь рано утром. |
4) выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами |
Кряхтя, валит медведь несносный. (А. С. Пушкин) Потеряв надежду на личное счастье, Лиза решает уйти в монастырь. |
Фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия, запятыми не выделяются.
Работал он спустя рукава.
Многие путают причастия и деепричастия. Чтобы не ошибиться, можно использовать мнемонический приём.
Причастия похожи на прилагательные: они тоже признаки предмета (только по действию), отвечают на те же вопросы; слова, их обозначающие, одинаково начинаются — приставка при-.
В слове деепричастие первый корень тот же, что в слове дееспособность, означающем способность к действиям. А деепричастие как раз и означает дополнительное действие. Дело, деятельность, деяние, деятель, самодеятельный и т. д. — родственники деепричастия. Вопросы деепричастий говорят об их деятельной натуре: что делая? что сделав?
Разберём подробнее случаи обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
Вспомним, что деепричастные обороты выделяются независимо от их места в предложении.
Наш корабль, ловко примостившись между судами-великанами, ещё долго стоял в гавани.
Начнём с определения грамматической основы: корабль стоял. Поставим вопрос от сказуемого: стоял (как? каким образом? что делая?) примостившись. Слово примостившись обозначает добавочное действие, является деепричастием.
Теперь важно найти границы деепричастного оборота. Ставим вопросы, пока не кончится цепочка: примостившись (как?) ловко, примостившись (где?) между судами-великанами. Мысленно убираем полученный деепричастный оборот из предложения, чтобы убедиться, правильно ли определены границы оборота.
Наш корабль [...] ещё долго стоял в гавани.
Изменим положение деепричастного оборота.
Ловко примостившись между судами-великанами, наш корабль ещё долго стоял в гавани.
Или так:
Наш корабль ещё долго стоял в гавани, ловко примостившись между судами-великанами.
Запятыми выделяется даже отдельное деепричастие, если только оно не перешло в разряд наречий.
В груди, дымясь, чернела рана.
Он ответил не раздумывая. (Не раздумывая = быстро, это наречие.)
Как отличить наречие от деепричастия, тем более когда мы имеем дело с наречием, образованным от деепричастия и полностью схожим с ним по форме?
Почти всегда это можно сделать лишь в контексте, в конкретном предложении.
Сравним:
Смеясь и шутя, мы побежали к реке.
Задачу я решил шутя.
В первом случае шутя — деепричастие, оно имеет значение дополнительного действия.
Мы смеялись и шутили, когда бежали к реке.
Во втором случае шутя — наречие, оно имеет наречное значение, синонимичное слову легко, в предложении нет значения «решал и шутил».
2. Грамматические нормы, связанные с употреблением деепричастий.
Начнём с типичной ошибки.
Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.
Синтаксические нормы в предложении нарушены. Первая часть — деепричастный оборот. Деепричастие обозначает дополнительное действие, а основное действие выражено сказуемым открылся. Подлежащее — слово вид. Получается, что это он поднимался на гору.
Правильно предложение будет звучать так:
Когда мы поднялись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.
Ещё подобная ошибка:
Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер.
В качестве субъекта выступает слово размер, выходит, это он анализировал текст. В этом примере использована страдательная конструкция (был определён), а такие конструкции не сочетаются с деепричастиями.
Исправить предложение можно так:
Анализируя стихотворный текст, я неверно определил размер.
Деепричастный оборот не употребляется и в безличных предложениях.
Заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшно.
Правильно так:
Заглянув в тёмную комнату, я почему-то испугался.
К сожалению, подобные ошибки слишком часто встречаются, поэтому и в тестах предложениям с деепричастиями и деепричастными оборотами уделено особое внимание.
2. Объяснительный диктант
— Запишите предложения из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Объясните причины обособления обстоятельств. Сделайте синтаксический разбор предложений.
1) Она, взглянуть назад не смея, поспешный ускоряет шаг. 2) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть. 3) Условий света свергнув бремя, как он, отстав от суеты, с ним подружился я в то время. 4) Служив отлично-благородно, долгами жил его отец... 5) Как он умел казаться новым, шутя невинность изумлять...
3. Практические задания
— Сделайте синтаксический разбор предложений.
1) Не вставайте, отвечайте сидя. 2) Махнём не глядя, как на фронте говорят. (М. Л. Матусовский) 3) Не рекомендуется читать лёжа. 4) Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей. (И. С. Тургенев) 5) Состав, согласно указанию диспетчера, был подан на первый путь.
Комментарии
1) Сидя — в данном случае наречие, его можно заменить синонимом с места; предложение определённо-личное.
2) Не глядя — в данном случае наречие, его можно заменить синонимом вслепую; первое простое предложение в составе сложного определённо-личное, второе — неопределённо-личное.
3) Лёжа — в данном случае наречие, его можно заменить контекстуальным синонимом в горизонтальном положении; предложение безличное.
4) Обстоятельство с предлогом несмотря на обособляется всегда; сказуемое сознавал себя одиноким составное именное.
5) Обстоятельство с предлогом согласно указанию диспетчера обособляется, так как оно распространено и стоит перед сказуемым; сказуемое был подан составное именное.
— Исправьте предложения с нарушением грамматических норм.
1) К вечеру выпал снег, укрыв уставшую от ноябрьского холода землю.
2) Подъехав к остановке, трамвай плавно замедлил ход.
3) Вернувшись домой через полчаса, там уже никого не было. (Вернувшись домой через полчаса, я никого там не застал. Или: Когда я вернулся домой через полчаса, там уже никого не было.)
4) Упростив выражение, решение нашлось быстро. (Упростив выражение, я быстро нашёл решение. Или: Когда я упростил выражение, решение нашлось быстро.)
4. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка, ...
1) ...в аудитории началась дискуссия.
2) ...у меня возник интерес к этой проблеме.
3) ...требуются конкретные примеры.
4) ...мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Повторить темы «Знаки препинания при сравнительном обороте», «Уточняющие члены предложения».
3. Составить задания по морфологии частицы, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).