Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Сложное предложение
Урок 29. Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Цели: закреплять и расширять знания об основных видах сложных предложений и способах связи простых предложений в составе сложного; отрабатывать умения отличать простое предложение от сложного, различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения; показать связь синтаксиса и пунктуации в сложносочинённых предложениях; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выполнение заданий по фонетике, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам, повторение
— В чём различие между простым и сложным предложениями?
— Какие виды сложных предложений вы знаете?
— Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
— Какие знаки препинания могут отделять части сложных предложений?
— В чём основное отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых?
— Какие союзы встречаются в сложносочинённых предложениях?
— Какие значения могут иметь сложносочинённые предложения?
— В чём особенности постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях с общим членом?
Комментарии
В сложном предложении больше одной грамматической основы. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными. Те и другие соединяются интонацией, но союзные предложения соединяются ещё и с помощью союзов или союзных слов.
Части сложных предложений могут отделяться друг от друга запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.
Сложносочинённые предложения независимы, могут существовать сами по себе, а в сложноподчинённых придаточные предложения зависят от главного, связь устанавливается по вопросам.
Рассмотрим в качестве примера стихотворение А. А. Ахматовой и определим виды связи в предложениях.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
Стихотворение состоит из двух сложных предложений. В первом предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь, второй запятой отделяется предложение с союзом и, связь сочинительная. Во втором сложном предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом и, третье предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом а, четвёртое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом что.
Группы сложносочинённых предложений по значению и союзам
Союзы |
Значение |
Примеры |
Соединительные: д, да = и, ни... ни, тоже, также |
Одновременные или следующие друг за другом явления |
Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. (М. Ю. Лермонтов) |
Разделительные: или, либо, то... то, не то... не то |
Чередование или выбор явлений |
Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел. |
Противительные: а, но, да = но, однако, зато, же |
Противопоставление явлений |
Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было. |
Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. С. Пушкин)
Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался ничего скрывать.
Ни я не хотел сдаваться, ни он не думал отступать.
Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И. С. Тургенев)
Или мы объединимся, или нас ждёт поражение.
То послышится чей-то голос, то вновь наступит полная тишина.
Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались... (А. С. Пушкин)
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил... (А. С. Пушкин)
Один сын был щуплым, невысокого роста, зато другой выглядел настоящим богатырём.
Если хотя бы одна часть сложносочинённого предложения распространена, то может быть поставлена точка с запятой.
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет, и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
А. С. Пушкин
Запятая между частями сложносочинённого предложения не ставится в следующих случаях.
1) Части сложного предложения имеют общий второстепенный член, вводное слово или предложение.
Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул мелкий дождь.
По прогнозам синоптиков, весна будет ранняя и реки вскроются дружно.
2) Части сложного предложения имеют общую придаточную часть.
Солнце зашло за горизонт и птицы умолкли, когда мы дошли до реки.
3) Предложение имеет вопросительную или восклицательную интонацию.
Что у тебя случилось и чем я могу помочь?
А ночи с каждым днём белее и с каждой ночью ярче дни! (И. Северянин)
Пунктуация зависит, прежде всего, от синтаксического членения предложения. Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо сначала найти грамматическую основу предложения и определить, простое оно или сложное, в сложном — отыскать границы составляющих его частей. Затем посмотреть, нет ли в предложении однородных членов, различных оборотов, вводных конструкций, обращений. Имеют значение цель высказывания и интонация — в зависимости от этого ставятся знаки в конце предложения, которые зачастую оказываются вне нашего внимания.
Важно помнить о различной роли союза и: он может соединять однородные члены, части сложносочинённого предложения, однородные придаточные в сложноподчинённом предложении.
Что касается сложносочинённых предложений, очень важно не пропустить случай, когда подобные предложения имеют общий член.
Сравним два предложения.
Луга пахли необъяснимо хорошо, и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.
В полдень луга пахли необъяснимо хорошо и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.
В первом случае между частями сложносочинённого предложения стоит запятая. Во втором случае общее для обеих частей предложения обстоятельство в полдень отменяет запятую между его частями.
Общим может быть и дополнение.
Крылья у гуся были растопырены и клюв был раскрыт.
2. Объяснительный диктант
1) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. (А. С. Пушкин)
2) То длинный сук её за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок.
А. С. Пушкин
3) Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь её совета,
Девицу повезли к венцу.
А. С. Пушкин
4) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н. В. Гоголь)
5) Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. (Н. В. Гоголь)
6) Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. (И. С. Тургенев)
7) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (И. А. Бунин)
8) Само время было проникнуто духом перемен, и Маяковский почувствовал этот дух, выразил его в своих стихах.
9) Казалось, дождь не прекратится и тучи не рассеются.
10) Кто вы такой и что вам угодно?
11) Днём мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. П. Астафьев)
12) У Николая душа ушла в пятки и неприятно засосало под ложечкой.
13) Разумеется, вы вправе не верить мне и вам не стоит рисковать.
14) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась.
15) За заводами кончался город и начиналось поле. (А. П. Чехов)
3. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна
2) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна
3) сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Повторить тему «Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении».
3. Составить задания по морфемике, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).