Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Сложное предложение
Урок 30. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Цели: закреплять и расширять знания о сложноподчинённом предложении, его строении; развивать умение различать союзы и союзные слова; показать связь синтаксиса и пунктуации в сложноподчинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфемике, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам, повторение
— Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?
— Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?
— Каково место придаточных предложений по отношению к главному?
— Как ставятся знаки препинания, если придаточное предложение присоединяется к главному с помощью составного союза?
— В каких случаях запятая между частями сложноподчинённого предложения не ставится?
— Какую роль играют указательные слова?
— Как отличить составные подчинительные союзы от двойных?
— Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Комментарии
Сложноподчинённые предложения отличаются от сложносочинённых тем, что части сложноподчинённого предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные. Части сложноподчинённого предложения связаны, одна зависит от другой. Эту зависимость легко установить по вопросу. Средствами связи выступают подчинительные союзы, союзные слова или частица ли.
В сложноподчинённом предложении может быть одно или несколько придаточных. Придаточные предложения отделяются запятой или выделяются запятыми.
Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Подчинительные союзы могут быть простыми, составными и двойными.
В зависимости от смысла положение придаточного предложения по отношению к главному может быть постоянным, фиксированным или свободным.
Было так холодно, что занятия отменили.
Части переставить невозможно.
Придаточные предложения могут находиться перед главным, после или внутри него. Во многих случаях положение придаточных относительно свободно.
Если встать под ветки, с каждой ветлы капает обильный дождь.
С каждой ветлы капает обильный дождь, если встать под ветки.
С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.
В этом случае с границами придаточных предложений надо быть аккуратнее, необходимо правильно определять начало и конец придаточного предложения. Для этого предложения надо отделять друг от друга, вычленять их.
Если придаточное присоединяется к главному с помощью составного союза (потому что, оттого что, для того чтобы, несмотря на то что и т. д.), запятая ставится обычно перед союзом, но может и делить его на части, в зависимости от смысла предложения, от логического ударения.
Я скрыл от тебя письмо потому, что не хотел тебя огорчать.
Я скрыл от тебя письмо, потому что не хотел тебя огорчать.
Если придаточное состоит из одного слова, запятая не ставится.
Надо было срочно что-то предпринимать, но я не понимал что.
Я вернусь, но не знаю когда.
Запятая не ставится и в том случае, если перед средством связи (союзом, союзным словом) стоит отрицательная частица не.
Главное не как жить, а зачем жить.
Это случилось не когда ты вернулся, а гораздо раньше.
Важно не пропустить частицы, которые иногда тоже являются средствами связи между главным и придаточным.
Я не понял, хотел ли он меня обидеть или слово вырвалось у него случайно.
Обратим внимание на то, что однородные придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, поэтому не разделяются запятой.
В главном предложении могут находиться указательные слова, которые выделяют содержание придаточного предложения, заключают это содержание в сжатом виде.
Один из трудных вопросов, касающихся сложноподчинённых предложений: как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие?
В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения {кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. д.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом: что, когда, как. Вне контекста понять различие невозможно. Рассуждаем так.
Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.
Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
В данном случае что — подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль, к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом, наконец, его можно опустить без потери смысла предложения.
Все понимают: сейчас решается судьба страны.
Рассмотрим другой пример.
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А. А. Ахматова)
Что в обоих случаях — союзное слово, так как является членом предложения (в данном случае подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое что можно заменить, к примеру, словом судьба, второе — словом трагедия.
Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяемся, а служебное слово — союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.
Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Причина отсутствия запятой — общее главное предложение мы знаем, а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочинённым предложениям с общим второстепенным членом (см. урок 29).
Чтобы легче определить тип придаточного предложения и его значение, можно пользоваться синонимичными союзами. Так, устаревший союз ибо = потому что, так как; устаревший союз коли = раз, когда, если; союз пускай = несмотря на то что, хотя и т. д.
Подставив в сомнительных случаях вместо одних союзов другие, легче понять значение придаточного. Этот приём можно применять в случаях с придаточными предложениями разных видов, да и не только с придаточными: подбор синонимов к союзам и союзным словам помогает прояснить их значение, делает их значение более очевидным.
2. Практические задания
— В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких — указательные слова?
1) Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал её почти наизусть. 2) Если треугольник равносторонний, то его углы равны. 3) Чем дальше в лес, тем больше дров. 4) Никогда не говори о том, чего не знаешь.
Ответ: 2, 3 — двойные союзы (если... то, чем... тем); 1, 4 — указательные слова (столько, о том).
— Запишите предложения. Объясните орфограммы и пунктограммы. Определите роль слова что в каждом предложении.
1) О нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
А. А. Блок
(Относительное местоимение, дополнение.)
2) Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
С. А. Есенин
(В первом случае — подчинительный союз, во втором — относительное местоимение, подлежащее (что = которые).)
3. Объяснительный диктант
— Запишите предложения. Объясните орфограммы и пунктограммы. Поставьте вопросы от главных предложений к придаточным.
1) Изображу ль в картине верной
Уединённый кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
А. С. Пушкин
2) Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. (М. Ю. Лермонтов)
3) Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видит людские страдания и слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу.
4) Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил.
5) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. М. Песков)
6) Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих.
7) Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.
8) Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живёте?
9) Там, где небо сходится с землёй, пламенела полоса заката.
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Составить задания по лексике, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).