Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Сложное предложение
Урок 31. Основные группы придаточных предложений по значению

Цели: закреплять знания о группах придаточных предложений по значению; развивать умение определять вид придаточных; разобрать соответствующие задания демоварианта ЕГЭ; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по лексике, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

  — Назовите основные группы сложноподчинённых предложений.

  — Расскажите об особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными разных видов.

  — Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.)

  — Каким членам простого предложения соответствуют остальные виды придаточных? (Определению — определительное, обстоятельству — разные виды обстоятельственных придаточных предложений.)

  — Назовите виды придаточных обстоятельственных.

  — Что важнее для определения вида придаточного предложения: на какой вопрос оно отвечает или чем оно прикрепляется к главному? (Самое главное — правильно поставить вопрос.)

Сопоставим сложноподчинённые предложения, придаточные в которых присоединяются при помощи одного союзного слова — где.

Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти.

  И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Н. Толстой)

В первом предложении придаточное относится к существительному улицы в главном предложении, отвечает на вопрос определения: улицы (какие?), где мы провели детство и юность. Значит, это придаточное определительное.

Во втором предложении придаточное раскрывает содержание обстоятельства там в главном предложении, отвечает на вопрос обстоятельства там (где именно?), где нет простоты, добра и правды. Значит, это придаточное места.

  — Как ставятся знаки препинания при составных подчинительных союзах?

  — Как отличить придаточные сравнительные от сравнительных оборотов? (Сравнительные обороты не содержат грамматической основы, они зависят от сказуемого.)

  — Прочитайте предложения.

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И. С. Тургенев)

  Что ты тих, как день ненастный? (А. С. Пушкин)

  — В каком предложении есть придаточное сравнительное, а в каком — сравнительный оборот? (В первом предложении придаточное сравнительное, во втором — сравнительный оборот.)

  — Какие придаточные могут иметь дополнительное значение сравнения? (Степени и образа действия.)

  — Какие общие средства прикрепления к главному предложению имеют придаточные сравнения, степени и образа действия? (Союзы как, будто, точно, словно.)

  2. Обобщение. Составление таблицы

Виды придаточных предложений

Вид придаточного предложения

На какой вопрос отвечает

К чему относится

Место придаточного предложения

Способ прикрепления к главному предложению

Определительное

Какой?

К существительному в главном предложении

После определяемого слова

Союзные слова который, что, где, куда и т. д.

Местоимённо-определительное

Какой?(кто именно, что именно?)

К местоимению в значении существительного

До определяемого слова и после него

Союзные слова кто, что

Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей

К словам со значением мысли, речи, чувства

Свободное (до, после, внутри главного предложения)

Союзы что, как, будто, чтобы; союзные слова кто, что ит. д.; частица ли

Обстоятельственные:

а) степени

В какой степени? насколько?

К сочетанию с указательным словом.

После главного предложения

Союзы и союзные слова что, как, будто, словно, сколько и т. д.

б) образа действия

Как? каким образом?

К сочетанию с указательным словом

После главного предложения

Союзы и союзные слова что, как, чтобы, словно и т. д.

в) места

Где? куда? откуда?

Ко всему главному предложению

Свободное (до, после, внутри главного)

Союзные слова где, куда, откуда

г) времени

Когда? как долго? с (до) каких пор?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзы когда, пока, с (до) тех пор как, как только и т. д.

д) условия

При каком условии?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзы если, раз, когда и т. д.

е) причины

Почему?

отчего?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзы потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо

ж) цели

Зачем? с какой целью?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзы чтобы, для того чтобы и т. д.

з) сравнительное

Как? в сравнении с чем?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзы как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно и т. д.

и) уступительное

Несмотря на что?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союзы хотя, несмотря на то что, пускай, как ни и т. д.

к) следствия

Что является следствием этого?

Ко всему главному предложению

Свободное

Союз так что

Присоединительное

Что можно к этому добавить?

Ко всему главному предложению

После главного предложения

Союзные слова что, отчего, зачем, почему

  3. Практические задания

  — Запишите предложения. Выполните их синтаксический и пунктуационный анализ, определите вид придаточных.

1) Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. А. Ахматова) (Изъяснительное.)

2) Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

      С. А. Есенин

  (Изъяснительное, добавочное значение причины.)

3) Если шёл за тобой, как в бой,

На вершине стоял крутой,

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

      В. С. Высоцкий

  (Обстоятельственное, условное.)

  — Сделайте синтаксический разбор предложения. Отметьте особенности лексики, синтаксиса, укажите изобразительные средства.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

      М. Ю. Лермонтов

Комментарии

Придаточное обстоятельственное со значением времени. Отметим, что в составном союзе с тех пор как части не разделяются запятой.

Возвышенная лексика: вечный судия, всеведенье пророка, порок — создаёт торжественный настрой, размеренную, весомую интонацию. Этому же способствует архаичная форма существительного судия (судья). Вечный судия — это перифраз (использование вместо одного понятия окольного оборота) слова Бог. Среди синтаксических выразительных средств выделим инверсию (в глазах людей читаю я), однородные члены (злобы и порока).

— Определите вид придаточных предложений.

1) И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. (Р. Тагор) (Определительное.)

2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? (Н. В. Гоголь) (Изъяснительное.)

3) Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер) (Местоименно-определительное.)

4) Стая ласточек так мелькала у воды, как будто сеть раскинули над прудом. (Обстоятельственное, значения степени, образа действия, сравнения.)

5) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. А. Гранин) (Обстоятельственное, значение места.)

6) Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое. (Обстоятельственное, условное.)

7) Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда... (А. А. Ахматова) (Изъяснительное.)

Примечание. Предложение с союзом когда, синонимичным союзу если, в сочетании с частицей бы в данном случае является не придаточным, а главным, выражает пожелание.

8) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л. Н. Толстой) (Обстоятельственное, значение причины.)

Примечание. Союз ибо — потому что относится к архаичной лексике, он придаёт предложению торжественность, весомость афоризма.

9) И пришлось ей стать осторожной, чтоб свободу свою спасти. (Обстоятельственное, значение цели.)

10) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. А. Есенин) (Обстоятельственное, значения образа действия и сравнения.)

11) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И. А. Крылов) (Обстоятельственное, уступительное.)

12) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (А. П. Чехов) (Присоединительное.)

4. Выполнение заданий демоварианта ЕГЭ-2012

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

1) 1, 4

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 2, 4

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

  2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

  3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

  4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

Комментарии

Придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением в следующих случаях.

1) Местоимение который служит подлежащим в придаточном, а глагол-сказуемое стоит в настоящем или прошедшем времени.

Мы можем видеть свет звезды, которая погасла несколько лет назад. — Мы можем видеть свет звезды, погасшей несколько лет назад.

2) Сказуемое в придаточном предложении выражено переходным глаголом, а местоимение который является прямым дополнением.

На чердаке я отыскал книгу, которую прочитал ещё в детстве. — На чердаке я отыскал книгу, прочитанную ещё в детстве.

Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением в следующих случаях.

1) Сказуемое в придаточном предложении составное именное с глаголом-связкой быть (именная часть выражена именной же частью речи) или стоит в форме сослагательного наклонения (с частицей бы).

Это рассказ о враче, который был хирургом от бога.

Нет человека, который не хотел бы быть счастливым.

2) Придаточное предложение является безличным.

Ты знаешь людей, которым можно доверять полностью?

3) Перед местоимением который стоит предлог.

Мимо пронеслась машина, у которой не горели фары.

4) В главном предложении есть указательное слово, к которому относится придаточное предложение.

В нём была та искра, которая свойственна талантливым людям.

— Прочитайте текст (см. урок 22) и выполните задание В6. В6. Среди предложений 2 — 9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

Ответ: 9.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить темы «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение с одним придаточным», подготовиться к тесту.