Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Сложное предложение
Урок 34. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Цель: активизировать знания о видах сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, об особенностях пунктуации в них.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выполнение заданий по морфологии имени существительного, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

  — Какие виды подчинения придаточных возможны в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными?

— Как определить вид подчинения?

  — Всегда ли ставятся знаки препинания между придаточными с однородным подчинением?

  — Как ставятся знаки препинания в случае стыка двух союзов при последовательном подчинении?

Комментарии

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными подчинение придаточных предложений главному может быть последовательным, однородным и параллельным.

1) При последовательном подчинении последующее предложение зависит от предыдущего.

По радио сообщили, что в бухте ещё держится лёд, так что подсобные катера не могут выйти.

Главное предложение: по радио сообщили. Первое придаточное зависит от главного предложения: сообщили (что?), что в бухте ещё держится лёд. Второе придаточное зависит от первого придаточного: (что из этого следует?) подсобные катера не могут выйти. Выстраивается определённая последовательность, цепочка.

При последовательном подчинении придаточное, которое относится к главному предложению, называется придаточным первой степени, придаточное, которое относится к первому придаточному, — придаточным второй степени и т. д. В принципе число степеней придаточных не ограничено.

2) При однородном подчинении все придаточные предложения зависят от одного главного, отвечают на один вопрос и являются однородными.

Мне снился сон, что сплю я непробудно, что умер я и в грёзы погружён. (А. А. Фет)

Мне снился сон (какой? о нём?). Придаточные в этом предложении аналогичны однородным дополнениям.

Кстати, союзы, прикрепляющие придаточные предложения к главному, могут быть разными. Главное, чтобы придаточные отвечали на один и тот же вопрос.

Врач должен знать, какая у больного семья, чем он болел в детстве, что вызывает у него аллергию, как он питается.

Все придаточные отвечают на вопрос что?

Бывает, что однородные придаточные связаны соединительными сочинительными союзами (и, да = и, или). В этом случае запятая между ними не ставится (как и между однородными членами предложения).

Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость, тогда налетел второй селезень. (Ю. И. Коваль)

Налетел тогда (когда именно?). Однородные придаточные относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и. Союз когда употреблён только в первом придаточном, во втором же этот союз подразумевается. Но даже если бы союз когда повторялся, запятая всё равно была бы не нужна.

3) При параллельном подчинении придаточные относятся к одному главному предложению, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы. При этом они могут относиться как к разным членам главного предложения, так и к одному члену.

Когда дверь была закрыта на ключ, Арина Петровна немедленно приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Главное предложение: Арина Петровна приступила к делу. Вопросы задаём от разных членов главного предложения: приступила (когда?), когда дверь была закрыта на ключ; к делу (какому?), по поводу которого был созван семейный совет. Придаточные не связаны друг с другом, независимы, имеют разное значение, отвечают на разные вопросы и относятся к разным членам главного предложения.

Если вы не знаете ответа, подумайте, как можно выйти из положения.

Главное предложение: подумайте. От него ставим вопросы: подумайте (при каком условии?), если вы не знаете ответа; подумайте (о нём?), как можно выйти из положения.

Придаточные относятся к одному слову, но отвечают на разные вопросы и имеют разное значение.

Есть более сложные случаи параллельного подчинения.

Каждый, кто изучал географию, знает, что земной шар на три четверти покрыт водой.

Главное предложение: каждый знает. От него ставим вопросы: каждый (кто именно?), кто изучал географию; знает (что?), что земной шар на три четверти покрыт водой. Трудность здесь в том, что главное предложение «разбито» первым придаточным.

Рассмотрим случаи стыка двух союзов при последовательном подчинении. Сравним два предложения.

Бывает, что, если не повезло с утра, не везёт весь день.

Придаточное первой степени — что не везёт весь день, второй степени — если не повезло с утра. Придаточное второй степени можно мысленно исключить из предложения.

Бывает, что не везёт весь день.

Но если в это предложение добавить одно маленькое слово — частицу то, ситуация изменится.

Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт весь день.

В предложении появилась частица то, отменившая запятую на стыке двух союзов. Попробуем и на этот раз мысленно исключить из предложения придаточное второй степени.

Бывает, что то не везёт весь день.

Мы видим, что исключение придаточного привело к абсурду.

Прислушаемся к интонации: в первом случае на стыке двух союзов небольшая пауза, во втором — союзы произносятся слитно.

Аналогичная картина наблюдается, если заменить частицу то частицей так (в данном случае они синонимичны).

Итак, когда в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением придаточных подчинительные союзы (что и если, что и когда, так что и хотя) оказываются рядом, надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается с частиц то или так, запятая на стыке подчинительных союзов не ставится. Разобравшись в структуре предложения, правильно определив его границы, мы легко расставим знаки препинания.

Доверимся также своему языку: произношение подскажет, нужна ли запятая.

2. Практические задания

  — Запишите предложения под диктовку. Укажите вид связи в предложениях.

1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей. (Однородное подчинение.)

2) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше. (Последовательное подчинение.)

3) Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение. (Параллельное подчинение.)

4) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Параллельное подчинение.)

5) Ребёнка окрестили, при чём он заплакал и сделал такую гримасу, будто бы он предчувствовал, что будет титулярный советник. (Н. В. Гоголь) (Последовательное подчинение.)

6) Все хотели знать, как он путешествовал, что видел и испытал. (Однородное подчинение.)

  — Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Мне подумалось, что, если подняться на ту гору, можно увидеть Волгу.

Комментарии

Главное предложение безличное: мне подумалось. От него задаём вопросы: подумалось (что?), что можно увидеть Волгу (придаточное первой степени тоже безличное предложение); увидеть (при каком условии 7), если подняться на ту гору (ещё одно безличное предложение). Подчинение последовательное. В этом предложении рядом стоят два подчинительных союза, частиц нет, значит, ставим запятую.

  — Запишите предложение. Укажите вид придаточных, средства связи. Объясните постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. (М. Ю. Лермонтов)

Комментарии

Главное предложение: я понял. Ставим вопросы: понял (когда?) — однородные придаточные со значением времени относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и, поэтому запятая между ними не ставится; понял (что?) — придаточное изъяснительное. Подчинение однородное и параллельное.

Схема предложения: Когда ( ) и ( ), [то...], что ( ).

— Найдите в этом предложении слова, в которых есть приставки с чередованием согласных. (Бесполезно, безрассудно.)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

2. Повторить тему «Бессоюзные сложные предложения».

  3. Составить задания по морфологии имени прилагательного, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).