Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Сложное предложение
Уроки 35, 36. Бессоюзные сложные предложения

Цели: закреплять и расширять знания о бессоюзных сложных предложениях, об особенностях постановки знаков препинания в них; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии имени прилагательного, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме уроков

1. Беседа по вопросам, повторение

  — Какие сложные предложения называются бессоюзными? (Сложные предложения, в которых простые предложения объединены без помощи союзов и союзных слов.)

  — Какие средства связи используются в бессоюзных сложных предложениях? (Содержание и интонация.)

  — Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? (Перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.)

  — Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях в зависимости от разных смысловых отношений?

Комментарии

Название этого типа сложных предложений говорит само за себя. Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи, но они помогают прояснить общий смысл фразы.

Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, равноправны, однако между ними есть некая внутренняя зависимость, которую можно установить, исходя из смысла предложений. Уловив логическую связь между ними, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться со знаками препинания. Между частями бессоюзного сложного предложения можно поставить союзы, иногда от одного к другому можно задать вопрос. Выбор знака помогает определить соответствующая интонация. Точка с запятой требует несколько большей паузы, чем запятая; перед двоеточием интонация понижается, как в конце предложения; перед тире — повышается, остаётся незавершённой.

Представим все возможные варианты постановки знаков препинания в БСП в виде таблицы, а затем подробнее остановимся на конкретных вопросах и примерах.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Схема предложения

Союз (союзы), который (которые) можно вставить

Пример

[ ], [ ]

Перечисление фактов

И

Луна сияла, июльская ночь была тиха... (А. С. Пушкин)

[...]; [...], [...]Перечисление фактов

И

Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. (А. С. Пушкин)

[ ]: [причина]

Потому что

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

[ ]: [пояснение].

А именно

Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

[ ]: [дополнение].

Что

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. С. Пушкин)

[ ] — [ ]

Противопоставление

А

Лето припасает — зима поедает.

[Время] — [ ].

Когда (в начале предложения)

Кончил дело — гуляй смело.

[Условие] — [ ].

Если (в начале предложения)

Посеешь ветер — пожнёшь бурю.

[ ] - [вывод, следствие].

Так что

Дети стали большими — им надо серьёзно учиться.

[ ] — [ ]

Быстрая смена событий

Раздался выстрел — зверь упал.

[ ] — [сравнение].

Как, словно, будто

Посмотрит — рублём подарит. (Н. А. Некрасов)

Некоторые значения бессоюзных сложных предложений могут совпадать (например, условия и времени, следствия и быстрой смены событий). Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования.

Сравним два предложения.

Село опустело, молодёжь разъехалась.

Село опустело: молодёжь разъехалась.

В первом предложении — перечисление, во втором — причина.

В бессоюзном сложном предложении со значением последовательности или одновременности событий ставится запятая, выражающая перечислительную интонацию.

Солнце село, в доме с запушёнными серыми стёклами брезжил тусклый свет, стояли сизые сумерки, было нелюдимо и холодно. (И. А. Бунин)

В бессоюзном сложном предложении со значением последовательности или одновременности событий ставится точка с запятой, если предложения более распространены, если хотя бы в одном из них есть знаки препинания.

Я любил смотреть в звёздное небо подолгу, неотрывно; звёзды мигали и завораживали.

В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если второе предложение уточняет, дополняет, поясняет первое или имеет значение причины.

Погода была ужасная: ветер выл, колючий снег летел прямо в лицо.

После первого предложения можно вставить а именно, второе предложение уточняет первое.

Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

После первого предложения можно вставить что, второе предложение является дополнением.

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

После первого предложения можно вставить потому что, второе предложение поясняет первое, имеет значение причины.

В бессоюзном сложном предложении ставится тире в следующих случаях.

1) Содержание второй части противопоставлено содержанию первой части. Можно вставить союз а.

Я гость — вы хозяин.

2) В предложении показана быстрая смена событий.

Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И. А. Крылов)

3) Первая часть сложного предложения имеет значение времени или условия.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Перед первым предложением можно вставить союз если, оно имеет значение условия.

Настанет утро — двинемся в путь.

Перед первым предложением можно вставить союзное слово когда, оно имеет значение времени.

4) Вторая часть сложного предложения имеет значение сравнения, следствия, результата.

Молвит слово — соловей поёт.

Между первым и вторым предложениями можно поставить союзы как, словно, будто, точно, второе предложение имеет значение сравнения.

Хвалы приманчивы — как их не пожелать! (И. А. Крылов)

Между первым и вторым предложениями можно поставить союз так что, от первой части ко второй можно поставить вопрос что является следствием этого?, второе предложение имеет значение следствия.

(Далее целесообразно буде вспомнить, в каких случаях двоеточие и тире ставятся в простых предложениях.)

2. Практические задания

  — Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1) Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. (А. С. Грибоедов) 2) Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило и зашумело. (И. А. Бунин) 3) И вот слышится покашливанье: выходит тётка. (И. А. Бунин) 4) Погода была ужасная: ветер выл — мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты. (А. С. Пушкин)

Комментарии

1) В бессоюзном сложном предложении противопоставлены части, между ними можно вставить противительный союз а, поэтому ставим тире.

2) Бессоюзное сложное предложение со значением следствия, между частями предложения ставим тире.

3) Вторая часть бессоюзною сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части, ставим двоеточие.

4) Бессоюзное сложное предложение состоит из пяти частей. Первые три составляют некое единство, сообщают о погоде. Предложения ветер выл, мокрый снег падал хлопьями поясняют первое предложение, значит, ставим двоеточие. Два последних предложения отделены точкой с запятой, потому что они более самостоятельны по смыслу. Они дорисовывают картину неуютного вечера, когда Германн стоит у дома старой графини в ожидании исполнения своего замысла.

  — Прочитайте предложения. Устно объясните постановку знаков препинания.

1) Не зря говорится: благими намерениями вымощена дорога в ад.

  2) Черны мысли — черны и поступки. 3) Варвара считает: всё можно делать, только чтобы было шито-крыто. 4) Герой берёт в плен немца голыми руками: патронов у Сашки не было. 5) Благостная картина: бульвар над Волгой, семья Кабановых возвращается из церкви домой. 6) Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. (С. А. Крутилин) 7) Кончится дождь — пойдём за грибами. 8) Я не мог долго оставаться на одном месте: меня грызла тоска. 9) Я понимал: выручить нас может только случайность. 10) Ты уже взрослый — тебе пора отвечать за свои поступки.

3. Объяснительный диктант

  — Запишите строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Объясните постановку знаков препинания.

1) Там скука, там обман иль бред,

В том совести, в том смысла нет.

2) Он знак подаст — и все хлопочут;

Он пьёт — все пьют и все кричат;

Он засмеётся — все хохочут;

Нахмурит брови — все молчат.

3) Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях.

Комментарии

1) Перечисление фактов, поэтому ставим запятые.

2) Первая часть каждого предложения имеет значение условия того, о чём говорится во второй части, поэтому ставим тире.

3) В конце первого предложения подразумеваются слова и видит, можно вставить союз что, вторая часть является дополнением, поэтому ставим двоеточие.

4. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Большую роль в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

  1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

  2) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

  3) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

  4) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Составить задания по морфологии имени числительного, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).