Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Сложное предложение
Уроки 37, 38. Сложные предложения с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной

Цели: углубить представления о структуре сложных предложений; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии имени числительного, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме уроков

1. Слово учителя

Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях.

В сложных предложениях связи между частями могут быть комбинированными. Часто встречаются предложения с разными видами связи в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей.

Остановимся сначала на случаях с сочетанием сочинительной и подчинительной связи. Разберём несколько предложений.

В коридор выходило несколько дверей, и, пока мы сбивали снег с валенок, я услышал, как кто-то говорил вполголоса.

Выделим грамматические основы: выходило несколько дверей, мы сбивали, я услышал, кто-то говорил. Итак, здесь четыре предложения. Их границы определим по цепочке вопросов: выходило (куда?) в коридор. Союз и соединяет это предложение с третьим по счёту предложением сочинительной связью: в коридор выходило несколько дверей, и я услышал — запятая необходима. Услышал (когда?), пока мы сбивали, сбивали (что?) снег, сбивали (откуда?) с валенок. Мы нашли границы второго предложения, обозначаем их запятыми. Четвёртое предложение присоединяется к третьему подчинительным союзом как: я услышал (что?), как кто-то говорил по телефону — придаточное изъяснительное, запятая нужна.

Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. П. Чехов)

Главных предложений здесь два, они равноправны, соединены сочинительной связью: было уже светло и с улицы доносился шум. Первое предложение односоставное безличное, второе — двусоставное. Запятая перед союзом и между предложениями в данном случае не нужна, так как к ним обоим относится придаточное: было светло и шум доносился (когда?), когда Каштанка проснулась. Второе придаточное зависит только от второй части сложносочинённого предложения, точнее от подлежащего: шум (какой?), какой бывает только днём. Это придаточное определительное, средство связи — союзное слово (местоимение) какой (подразумевается шум), которое является подлежащим.

Андрей Иванович хорошо к вам относится, но, если его рассердить, он может легко перемениться.

В этом предложении рядом стоят сочинительный (но) и подчинительный (если) союзы. Придаточное (если его рассердить) относится ко второму главному предложению: он может легко перемениться (при каком условии?).

В подобных предложениях полезно мысленно убирать придаточное, чтобы прояснить связи, а значит и пунктуацию.

Андрей Иванович хорошо к вам относится, но он может легко перемениться.

Проделаем с нашим предложением ещё одну манипуляцию. Добавим частицу то.

Андрей Иванович хорошо к вам относится, но если его рассердить, то он может легко перемениться.

Запятая между сочинительным и подчинительным союзами исчезает.

Сравним эту речевую ситуацию с разобранной ранее (см. урок 34). Когда в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью рядом оказываются соответствующие союзы (но и если, и и когда и т. п.), надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается с частиц то или так, запятая на стыке союзов не ставится.

По небу слоились густые тучи, и, хотя шёл только третий час дня, было уже темно.

Уберём придаточное.

По небу слоились густые тучи, и было уже темно.

Между частями сложносочинённого предложения запятая нужна. Придаточное относится ко второму главному предложению: было уже темно (несмотря на что?), хотя шёл только третий час дня. Понятно, что придаточное выделяем запятыми.

Посмотрим, что произойдёт, если в этом предложении появится сочинительный союз но.

По небу слоились густые тучи, и хотя шёл только третий час дня, но было уже темно.

Союз но отменяет запятую между сочинительным (и) и подчинительным (хотя) союзами.

А теперь обратимся к предложению, в котором присутствуют все три вида связи: сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Рассмотрим с точки зрения синтаксиса известные всем строки А. С. Пушкина.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Предложение сложное, с разными видами связи; повествовательное. Главные предложения — в третьей и четвёртой строках, между ними бессоюзная связь. Сочинительная связь соединяет два придаточных (несмотря на что? — уступительное значение). Они оба, в свою очередь, связаны подчинительной связью с первым главным предложением всё те же мы. Так как однородные придаточные относятся к одному главному предложению, между ними не нужна запятая. Второе и третье главные предложения со значением перечисления {нам целый мир чужбина; отечество нам Царское Село) уточняют первое (перед двоеточием можно вставить а именно).

Схема предложения: (Куда бы ...) и (... куда б ...), [ ]: [ ]; [ ].

Чтобы понять смысл подобных сложных предложений, необходимо вычленить основы, указательные слова, разобраться в роли союзов, мысленно оставив только «каркас» предложения. Установив связи между частями предложения, мы правильно расставим знаки препинания и проясним смысл всего предложения.

2. Практические задания

  — Запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания. Определите виды связи в предложениях, вид придаточных, средства связи. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор, постройте схемы предложений.

1) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы. 2) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (А. А. Первенцев) 3) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. (В. П. Астафьев) 4) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. С. Тургенев) 5) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В. П. Астафьев)

Комментарии

1) Предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью. Придаточное предложение относится к первому главному: прошло пять веков (с каких пор?). Придаточное обстоятельственное (значение времени), средство связи — союз как. Между первыми двумя предложениями и третьим — сочинительная связь, нужна запятая перед союзом а.

Схема предложения: [ ], как ( ), а [ ].

2) Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Придаточное первой степени, имеющее значение времени, относится сразу к двум главным, соединённым сочинительным союзом и, поэтому между ними не ставится запятая. Второе придаточное, имеющее значение степени и сравнения, зависит от первого придаточного, присоединяется к нему союзом будто, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное.

Схема предложения: [ ] и [ ], пока (... такой ...), будто ( ).

3) Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Главное предложение (там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни) осложнено уточняющим обстоятельством, тремя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами; второе обособленное обстоятельство осложнено, в свою очередь, обособленным определением, выраженным причастным оборотом и осложнённым однородными членами.

Проясним значение придаточных: будут преть корни (когда?) — значение времени. Однородные придаточные и когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли соединены сочинительным союзом и, относятся к общему главному предложению, а значит, запятая между ними не нужна; присоединяются к нему союзом когда (во втором придаточном этот союз подразумевается).

Схема предложения: И когда ( ) и ( ), [ ].

4) Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно). Первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным степени, которое относится к указательному слову так в главном. Вторая часть — простое предложение, осложнённое однородными членами.

Схема предложения: [... так], что ( ): [ ].

5) Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. Придаточное сравнительное относится сразу к трём главным предложениям. Указательное слово тем в первом главном предложении подразумевается и в двух остальных. Третье главное предложение осложнено двумя рядами однородных членов: усмирялась, катила; без шума и суеты.

Схема предложения: Чем ( ), [тем...], [ ], [ ].

3. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1, 2, 3, 4      

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 2

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить темы «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными», «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», подготовиться к тесту.