Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Сложное предложение
Урок 41. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании
Цели: закреплять и расширять знания о способах передачи чужой речи; показать синонимичность прямой и косвенной речи; рассмотреть варианты цитирования и знаков препинания при цитировании; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выполнение заданий по морфологии местоимения, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам, повторение
— Какие способы передачи чужой речи вам известны?
— Что такое прямая речь?
— Что такое диалог?
— Что такое косвенная речь?
— С помощью каких слов выражаются косвенные сообщения?
— Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы?
— Как строится косвенный вопрос?
— Что такое несобственно-прямая речь?
— Каково место прямой и косвенной речи в предложении?
— Что такое цитаты?
— Какие знаки препинания ставятся при цитировании?
— Как оформляются цитаты из поэтических текстов?
Комментарии
Основные способы передачи чужой речи — прямая речь, диалог, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Чужая речь может выражаться и простыми предложениями, когда указывается лишь тема речи (Незнакомец начал расспрашивать меня о родителях, об учёбе), простыми предложениями с вводными словами и предложениями (Зима, по прогнозам синоптиков, обещает быть теплее обычного).
Прямая речь — дословная передача чьего-либо высказывания с сохранением индивидуальных и стилистических особенностей речи (вводных слов, пауз, междометий, диалектных слов и т. д.), сопровождаемая авторскими словами. Прямая речь не является членом предложения.
— Вспомним основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Схема предложения |
Пример |
А: «П». |
Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли». (Н. В. Гоголь) |
А: «П(?!)». |
Командир нашей роты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» (М. А. Шолохов) |
«П», — а. |
«Подите по дворам», — сказал им Дубровский. (А. С. Пушкин) |
«П(?!)» — а. |
«Я влюблена!» — шептала снова старушке с горестью она. (А. С. Пушкин) |
«П, — а, — п». Прямая речь состоит из одного предложения |
«Суда в пристани есть, — подумал я, — завтра отправлюсь в Геленджик». (М. Ю. Лермонтов) |
«П, — а, — п(?!)» Прямая речь состоит из одного предложения |
«Янко, — сказала она, — всё пропало!» (М. Ю. Лермонтов) |
«П, — а. — П(?!)». Прямая речь состоит из двух предложений |
«Их распустили до приговора, — сказал Дворник. — Объявят завтра, в девять вечера». (Ю. В. Трифонов) |
«П(?!) — а. — П(?!)». Прямая речь состоит из двух предложений |
«А где мой товарищ? — промолвил Олег. — Скажите, где конь мой ретивый?» (А. С. Пушкин) |
А теперь остановимся на более редких и трудных случаях.
Схема предложения |
Пример |
А: «П (?!)», — а. Прямая речь разрывает слова автора |
На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (А. С. Пушкин) |
«П, (?!) — а ... al: — П (?!)». Слова автора включают два глагола-сказуемых (a, al), относящихся к разным частям прямой речи, поэтому перед второй частью ставится двоеточие и тире |
«Какой вы весёлый! — сказал Пётр Алексеевич и вдруг прибавил с неприятной улыбкой: — Уже уходите? Напрасно!» |
Если прямая речь представляет собой пословицу или если нет прямых указаний на того, кто произносит реплику, кавычки не ставятся.
Недаром говорится: дело мастера боится.
Диалог — способ передачи реплик нескольких лиц, при котором сохраняются и содержание, и форма высказываний. Диалог может сопровождаться словами автора, а может обходиться без них.
Косвенная речь — передача чьего-либо высказывания в форме придаточного предложения. Главное предложение при этом передаёт слова автора. Косвенная речь синонимична прямой речи, сохраняет содержание высказывания, но лишена индивидуальных черт, интонации того, чьё высказывание передаётся.
Если в прямой речи есть местоимение, то при изменении формы. передачи на косвенную речь местоимение обычно меняется (в зависимости от ситуации общения, от смысла предложения).
Я крикнул ему: «Подожди меня!» — Я крикнул, чтобы он меня подождал.
Она проворчала: «Мне некогда!» — Она проворчала, что ей некогда.
Он сказал мне: «Я скоро ухожу». — Он сказал мне, что скоро уходит.
Если прямая речь — повествовательное предложение, то косвенные сообщения выражаются с помощью союзов что, как, будто.
Прощаясь с Базаровым, Одинцова высказала надежду, что они ещё увидятся.
Если прямая речь — вопросительное предложение, то косвенный вопрос строится с помощью частицы ли и союзных слов: местоимений кто, что, какой, наречий где, как, когда, почему. При этом меняется лицо в придаточном предложении.
Врач спросил: «Как вы себя чувствуете?» — Врач спросил, как я себя чувствую.
Важно помнить, что в косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.
Если прямая речь — побудительное предложение, то косвенные побуждения выражаются с помощью союза чтобы.
Мне передали, чтобы я пришёл на встречу в пятницу днём.
Несобственно-прямая речь — передача чьего-либо высказывания с сохранением основных индивидуальных и стилистических особенностей в форме авторской речи. Речь рассказчика как бы сливается с речью героя, автор словно говорит от его имени, передаёт его чувства, мысли, его внутренний голос. Примером может служить сцена в конце пятой главы «Евгения Онегина» (Ленский приглашает Ольгу на танец), где Пушкин с помощью несобственно-прямой речи передаёт разговор, мысли и чувства сразу двух героев.
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла...
Возможно ль? Чуть лишь из пелёнок,
Кокетка, ветреный ребёнок!..
Цитата — фрагмент какого-либо произведения (иногда из устной речи), который приводится в тексте практически без изменений для иллюстрации, подтверждения, обоснования, пояснения мысли автора основного текста. При цитировании должен так или иначе упоминаться источник высказывания.
Часто цитаты передаются в виде прямой речи.
«Знать прошлое надо, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее», — писал В. Г. Белинский.
Цитаты могут передаваться также при помощи косвенной речи, вводиться в авторскую речь с вводными словами и без них. Цитата может состоять всего из одного слова, а может быть объёмной, до нескольких страниц. Если цитата вводится в предложение, форма цитируемых слов может меняться.
К сожалению, довольно часто приходится вспоминать слова Пушкина о «бессмысленном и беспощадном» русском бунте.
Существует несколько способов цитирования поэтического текста.
1) В строчку — в этом случае сохраняются прописные буквы в начале каждой строки, строки отделяются друг от друга косой чертой.
В стихотворении «Скифы» Блок писал: «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из вас давно не любит!»
2) С сохранением деления на стихотворные строки — в этом случае кавычки не ставятся, а цитата располагается посередине страницы.
В стихах Бунина порой слышатся тютчевские мотивы:
Из рудников, из чёрной бездны
Нам звёзды видны даже днём.
Гляди смелее в сумрак звёздный —
Предвечный свет таится в нём!
2. Объяснительный диктант
— Запишите предложения. Объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схемы предложений.
1) Даже Кабаниха удивляется самодурству Дикого: «Я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме, а на тебя одного угодить не могут». 2) Феклуша говорит: «Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то». 3) «Врать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу!» — признаётся Катерина Варваре, которая учит её хитрить и выкручиваться. 4) «Помилуй, Григорий Данилович, — не веря своим глазам проговорил Варенуха, — по-моему, ты зря деньги посылаешь». (М. А. Булгаков) 5) «Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришёл, — сказал Князев и добавил: — Вы уж извините, что так нескладно вышло...» (В. М. Шукшин) 6) «Красота-то какая!» — воскликнул Гагарин и его восторженный голос услышали на Земле.
3. Практические задания
— Запишите высказывания писателей в виде прямой речи, косвенной речи, цитаты (полной или выборочной).
(На доске записаны только сами фразы.)
Первый ряд:
Л. Н. Толстой: «Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьёзный, где нужно — страстный, где нужно - бойкий и живой язык народа».
Второй ряд:
А. И. Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Третий ряд:
A. Н. Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
— Запишите предложение.
B. Г. Белинский считал: «Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни».
— Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского? Обоснуйте свою точку зрения, напишите небольшое рассуждение.
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Составить задания по морфологии глагола, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).