Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Сложное предложение
Урок 41. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании

Цели: закреплять и расширять знания о способах передачи чужой речи; показать синонимичность прямой и косвенной речи; рассмотреть варианты цитирования и знаков препинания при цитировании; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выполнение заданий по морфологии местоимения, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

— Какие способы передачи чужой речи вам известны?

— Что такое прямая речь?

— Что такое диалог?

— Что такое косвенная речь?

— С помощью каких слов выражаются косвенные сообщения?

  — Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы?

— Как строится косвенный вопрос?

— Что такое несобственно-прямая речь?

— Каково место прямой и косвенной речи в предложении?

— Что такое цитаты?

— Какие знаки препинания ставятся при цитировании?

  — Как оформляются цитаты из поэтических текстов?

  Комментарии

Основные способы передачи чужой речи — прямая речь, диалог, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Чужая речь может выражаться и простыми предложениями, когда указывается лишь тема речи (Незнакомец начал расспрашивать меня о родителях, об учёбе), простыми предложениями с вводными словами и предложениями (Зима, по прогнозам синоптиков, обещает быть теплее обычного).

Прямая речь — дословная передача чьего-либо высказывания с сохранением индивидуальных и стилистических особенностей речи (вводных слов, пауз, междометий, диалектных слов и т. д.), сопровождаемая авторскими словами. Прямая речь не является членом предложения.

  —  Вспомним основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Схема предложения

Пример

А: «П».

Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли». (Н. В. Гоголь)

А: «П(?!)».

Командир нашей роты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» (М. А. Шолохов)

«П», — а.

«Подите по дворам», — сказал им Дубровский. (А. С. Пушкин)

«П(?!)» — а.

«Я влюблена!» — шептала снова старушке с горестью она. (А. С. Пушкин)

«П, — а, — п».

Прямая речь состоит из одного предложения

«Суда в пристани есть, — подумал я, — завтра отправлюсь в Геленджик». (М. Ю. Лермонтов)

«П, — а, — п(?!)»

Прямая речь состоит из одного предложения

«Янко, — сказала она, — всё пропало!» (М. Ю. Лермонтов)

«П, — а. — П(?!)». Прямая речь состоит из двух предложений

«Их распустили до приговора, — сказал Дворник. — Объявят завтра, в девять вечера». (Ю. В. Трифонов)

«П(?!) — а. — П(?!)». Прямая речь состоит из двух предложений

«А где мой товарищ? — промолвил Олег. — Скажите, где конь мой ретивый?» (А. С. Пушкин)

  А теперь остановимся на более редких и трудных случаях.

Схема предложения

Пример

А: «П (?!)», — а.

Прямая речь разрывает слова автора

На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (А. С. Пушкин)

«П, (?!) — а ... al: — П (?!)».

Слова автора включают два глагола-сказуемых (a, al), относящихся к разным частям прямой речи, поэтому перед второй частью ставится двоеточие и тире

«Какой вы весёлый! — сказал Пётр Алексеевич и вдруг прибавил с неприятной улыбкой: — Уже уходите? Напрасно!»

Если прямая речь представляет собой пословицу или если нет прямых указаний на того, кто произносит реплику, кавычки не ставятся.

Недаром говорится: дело мастера боится.

Диалог — способ передачи реплик нескольких лиц, при котором сохраняются и содержание, и форма высказываний. Диалог может сопровождаться словами автора, а может обходиться без них.

Косвенная речь — передача чьего-либо высказывания в форме придаточного предложения. Главное предложение при этом передаёт слова автора. Косвенная речь синонимична прямой речи, сохраняет содержание высказывания, но лишена индивидуальных черт, интонации того, чьё высказывание передаётся.

Если в прямой речи есть местоимение, то при изменении формы. передачи на косвенную речь местоимение обычно меняется (в зависимости от ситуации общения, от смысла предложения).

Я крикнул ему: «Подожди меня!» — Я крикнул, чтобы он меня подождал.

Она проворчала: «Мне некогда!» — Она проворчала, что ей некогда.

Он сказал мне: «Я скоро ухожу». — Он сказал мне, что скоро уходит.

Если прямая речь — повествовательное предложение, то косвенные сообщения выражаются с помощью союзов что, как, будто.

Прощаясь с Базаровым, Одинцова высказала надежду, что они ещё увидятся.

Если прямая речь — вопросительное предложение, то косвенный вопрос строится с помощью частицы ли и союзных слов: местоимений кто, что, какой, наречий где, как, когда, почему. При этом меняется лицо в придаточном предложении.

Врач спросил: «Как вы себя чувствуете?» — Врач спросил, как я себя чувствую.

Важно помнить, что в косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.

Если прямая речь — побудительное предложение, то косвенные побуждения выражаются с помощью союза чтобы.

Мне передали, чтобы я пришёл на встречу в пятницу днём.

Несобственно-прямая речь — передача чьего-либо высказывания с сохранением основных индивидуальных и стилистических особенностей в форме авторской речи. Речь рассказчика как бы сливается с речью героя, автор словно говорит от его имени, передаёт его чувства, мысли, его внутренний голос. Примером может служить сцена в конце пятой главы «Евгения Онегина» (Ленский приглашает Ольгу на танец), где Пушкин с помощью несобственно-прямой речи передаёт разговор, мысли и чувства сразу двух героев.

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла...

Возможно ль? Чуть лишь из пелёнок,

Кокетка, ветреный ребёнок!..

Цитата — фрагмент какого-либо произведения (иногда из устной речи), который приводится в тексте практически без изменений для иллюстрации, подтверждения, обоснования, пояснения мысли автора основного текста. При цитировании должен так или иначе упоминаться источник высказывания.

Часто цитаты передаются в виде прямой речи.

«Знать прошлое надо, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее», — писал В. Г. Белинский.

Цитаты могут передаваться также при помощи косвенной речи, вводиться в авторскую речь с вводными словами и без них. Цитата может состоять всего из одного слова, а может быть объёмной, до нескольких страниц. Если цитата вводится в предложение, форма цитируемых слов может меняться.

К сожалению, довольно часто приходится вспоминать слова Пушкина о «бессмысленном и беспощадном» русском бунте.

Существует несколько способов цитирования поэтического текста.

1) В строчку — в этом случае сохраняются прописные буквы в начале каждой строки, строки отделяются друг от друга косой чертой.

В стихотворении «Скифы» Блок писал: «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из вас давно не любит!»

2) С сохранением деления на стихотворные строки — в этом случае кавычки не ставятся, а цитата располагается посередине страницы.

В стихах Бунина порой слышатся тютчевские мотивы:

Из рудников, из чёрной бездны

Нам звёзды видны даже днём.

Гляди смелее в сумрак звёздный —

Предвечный свет таится в нём!

2. Объяснительный диктант

  — Запишите предложения. Объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схемы предложений.

1) Даже Кабаниха удивляется самодурству Дикого: «Я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме, а на тебя одного угодить не могут». 2) Феклуша говорит: «Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то». 3) «Врать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу!» — признаётся Катерина Варваре, которая учит её хитрить и выкручиваться. 4) «Помилуй, Григорий Данилович, — не веря своим глазам проговорил Варенуха, — по-моему, ты зря деньги посылаешь». (М. А. Булгаков) 5) «Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришёл, — сказал Князев и добавил: — Вы уж извините, что так нескладно вышло...» (В. М. Шукшин) 6) «Красота-то какая!» — воскликнул Гагарин и его восторженный голос услышали на Земле.

3. Практические задания

  — Запишите высказывания писателей в виде прямой речи, косвенной речи, цитаты (полной или выборочной).

(На доске записаны только сами фразы.)

Первый ряд:

Л. Н. Толстой: «Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьёзный, где нужно — страстный, где нужно - бойкий и живой язык народа».

Второй ряд:

А. И. Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Третий ряд:

A. Н. Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

— Запишите предложение.

B. Г. Белинский считал: «Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни».

  — Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского? Обоснуйте свою точку зрения, напишите небольшое рассуждение.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Составить задания по морфологии глагола, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).