Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Сложное предложение
Урок 42. Синтаксическая синонимия

Цели: развивать представления о синтаксической синонимии, её роли в речи; рассмотреть варианты синтаксических синонимов; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии глагола, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Синтаксические синонимы — это конструкции (словосочетания и предложения), разные по строению, но сходные по содержанию. Русский синтаксис гибок, он даёт возможность выразить одну и ту же мысль разными способами.

Синонимичными могут быть разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значениям словосочетания:

юноша высокого роста — высокорослый юноша, варенье из вишни — вишнёвое варенье.

С явлением синтаксической синонимии среди предложений мы уже сталкивались на предыдущем уроке, оформляя высказывания писателей в виде прямой и косвенной речи, цитаты. Синтаксические синонимы мы применяли и тогда, когда разбирали бессоюзные сложные предложения, заменяя знаки между частями предложения союзами.

Такого рода задания встречаются в блоке В тестов ЕГЭ.

2. Практические задания

  — Замените в данном предложении словосочетание столица Франции со связью «управление» словосочетанием со связью «согласование». Запишите получившееся словосочетание.

Столица Франции — один из самых посещаемых городов мира, европейский и мировой центр культуры и туризма. (Французская столица.)

  — Выполните обратную операцию со следующими словосочетаниями.

Ёлочные украшения (украшения для ёлки), кожаные перчатки (перчатки из кожи), герои сказки (сказочные герои), клетчатый пиджак (пиджак в клетку).

  — А теперь рассмотрим явление синтаксической синонимии на примере предложений. Замените сложноподчинённые предложения синтаксическими синонимами — простыми предложениями.

1) После рекламной паузы вернёмся к событиям, которые происходят в этом матче. (После рекламной паузы вернёмся к событиям этого матча.)

2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком. (Найденный мною гриб оказался отличным боровиком.)

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага. (Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.)

— Какие предложения вам кажутся предпочтительнее?

  — Замените сложноподчинённые предложения предложениями с обособленными обстоятельствами. Укажите значение обособленных обстоятельств.

1) Так как я утомился от долгой дороги, я тотчас уснул. (Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. Обстоятельство причины.)

2) Несмотря на то что наступила оттепель, многие ещё одеты по-зимнему. (Несмотря на оттепель, многие ещё одеты по-зимнему. Обстоятельство уступки.)

3) Когда я подбежал к перрону, поезд уже тронулся. Подбежав к перрону, я увидел, что поезд уже тронулся. Или: Подбежав к перрону, я увидел только хвост поезда. Обстоятельство времени в главном предложении.)

Комментарии

В последнем предложении придаточную часть нельзя заменить деепричастным оборотом, не изменив главную. Подбежав к перрону, поезд уже тронулся — грубая грамматическая ошибка.

  — Перестройте данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Укажите особенности синтаксических синонимов.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». (По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)

2) Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?» (Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)

3) Суеверные люди уверяют: «Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье». (Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)

  — Запишите цитаты (полностью или частично) в виде сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Постройте схемы получившихся предложений.

1) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д. С. Лихачёв) (Д. С. Лихачёв считал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».)

2) «То были годы её (А. А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К. И. Чуковский) (К. И. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы «её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов».)

3) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В. П. Некрасов) (В. П. Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Составить задания по морфологии причастия, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).