Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Сложное предложение
Урок 43. Синтаксические нормы
Цели: рассмотреть основные синтаксические нормы; показать важность анализа словосочетания и предложения для предупреждения синтаксических ошибок; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ; развивать лингвистическую зоркость; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии причастия, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Речевые ошибки весьма широко распространены в устной и письменной речи, они проникли и в средства массовой информации. Орфоэпические, лексические, стилистические и другие речевые ошибки происходят из-за пренебрежения нормами. Когда говорят о грамматических нормах, имеют в виду морфологические и синтаксические нормы. Морфологические нормы мы рассматривали в прошлом году, о синтаксических поговорим сегодня.
Синтаксические нормы касаются построения словосочетаний, предложений и сочетаемости слов в них.
Во-первых, отметим, что синтаксические нормы многообразны. Надо вырабатывать языковое чутьё, чтобы распознавать нарушения этих норм. Во-вторых, вспомним, что не так давно мы не только говорили о грамматических (т. е. синтаксических) нормах употребления деепричастий, но и выполняли задания, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (см. урок 23).
Основное внимание сегодня уделим другим нормам.
Начнём с норм управления. Вспомним, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в определённом падеже.
Рассмотрим пример предложения.
Биологи хотят вникнуть и познать все тайны природы.
Допущена ошибка в управлении в предложении с однородными членами: при словах, требующих разного управления, стоит общее дополнение. Первое сказуемое не согласуется с дополнением тайны.
Правильно так:
Биологи хотят вникнуть в тайны природы и познать их.
В предложениях с однородными членами делают и другие ошибки. Нужно помнить, что в ряду однородных членов не сочетаются: инфинитив и существительное (Вскоре ему надоели книги, учёба, рано вставать); второстепенный член и придаточное предложение (Это то самое дерево, посаженное нами десять лет назад и которое так незаметно выросло вместе с нами); разные формы прилагательных и причастий (Все варианты заданий проверены и подготовленные).
Исправить предложения можно так:
Вскоре ему надоели книги, учёба, надоело рано вставать.
Это то самое дерево, посаженное нами десять лет назад и так незаметно выросшее вместе с нами.
Или:
Это то самое дерево, которое мы посадили десять лет назад и которое так незаметно выросло вместе с нами.
Все варианты заданий проверены и подготовлены.
Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами.
Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу.
В этом предложении причастие не согласовано с определяемым словом. Достаточно от этого слова поставить вопрос, и окончание подскажет нужную форму причастия. Но здесь допущена ещё одна ошибка: нарушена видовременная соотнесённость глагола и причастия, вместо причастия прошедшего времени употреблено причастие настоящего времени.
Исправить предложение можно так:
Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслонявшие нам дорогу.
Важно также соблюдение видовременной соотнесённости глагола и деепричастия.
Рассматривая несколько вариантов, я выбрал один.
Ошибка в том, что глагол-сказуемое совершенного вида, прошедшего времени, а деепричастие несовершенного вида, настоящего времени. В зависимости от речевой ситуации возможны два варианта исправления ошибки.
Рассматривая несколько вариантов, я выбираю один.
Рассмотрев несколько вариантов, я выбрал один.
Очень часто в речи встречаются ошибки, связанные с согласованием. Вот несколько наиболее типичных.
— Попробуйте найти ошибки в предложениях и исправить их.
1) Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах. 2) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписания. 3) Благодаря непогоды урожай собран небольшой.
Комментарии
1) Подлежащее и сказуемое придаточного предложения не согласованы. Местоимение кто следует употреблять только с единственным числом глагола.
Те, кто не набрал нужное количество голосов, не прошли на выборах.
2) Нарушено согласование существительного с производным предлогом. Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа.
Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
3) Во-первых, допущена та же ошибка, что и в предыдущем предложении. Во-вторых в предложении есть ещё и смысловая ошибка: предлог благодаря используется только в положительном смысле, поэтому его нужно заменить нейтральным.
Из-за непогоды урожай собран небольшой.
Ещё о сочетаемости. Часто пишут и говорят так:
Работы начинаются сразу по заключению договора.
По приезду сдайте отчёт о командировке.
Предлог по в значении «после чего-либо» должен употребляться с предложным падежом.
Правильно так:
Работы начинаются сразу по заключении договора.
По приезде сдайте отчёт о командировке.
Этот же предлог употребляется в сочетании скучаю по вас (допустимо: по вам).
Довольно часто можно услышать фразы оплатите за проезд или у кого ещё за проезд не плочено?, и мы уже принимаем их как должное. На самом деле за проезд можно заплатить, проезд надо оплачивать.
Глаголы оплатить и заплатить являются паронимами, с этой точки зрения ошибка лексическая, но в то же время в нашем примере нарушены нормы согласования.
Приведём другие примеры согласования: заслуживать чего- либо — заслужить что-либо, превосходство, преимущество над чем (кем)-либо, упрекать в чём-либо — осуждать за что-либо, удивлён чем-либо — удивляться чему-либо, уделить внимание чему- либо — обратить внимание на что-либо, озабочен (озабоченность) чем-либо — заботиться (забота) о чём-либо, обрадован чем-либо — обрадоваться чему-либо, беспокоиться о чём (ком)-либо — тревожиться за что (кого)-либо, свойственный чему-либо — характерный для чего-либо, отзыв о чём-либо — рецензия на что-либо, вера в победу — уверенность в победе.
— Прочитайте предложение.
Согласование играет большое значение для правильного построения фразы.
— Какая ошибка допущена? (Слова играть и значение не сочетаются.)
— Как сказать правильно? (Имеет значение, играет роль.)
Отдельного разговора требует употребление двойных союзов при однородных членах. Довольно распространённая ошибка — неправильное употребление союза не только ... но и. Однородные члены должны стоять строго после каждой части союза.
Автор не только акцентирует внимание на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации, но и на характерных ошибках.
Первая часть союза стоит не перед однородным членом, а перед глаголом-сказуемым. Чтобы не ошибиться, надо правильно вычленять однородные члены.
Правильно так:
Автор акцентирует внимание не только на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации, но и на характерных ошибках.
Иногда смешивают части разных двойных союзов.
С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.
Правильно так:
С успехом выступали как исполнители главных ролей, так и все остальные участники спектакля.
Или:
С успехом выступали исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.
Ещё раз подчеркнём важность синтаксического разбора для устранения грамматических ошибок. Иногда несоблюдение норм приводит к комическому эффекту.
Наташа Ростова уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.
Нарушено построение сложноподчинённого предложения с придаточным определительным: придаточное со словом который должно стоять после определяемого слова, а оно «опоздало» и определило другое слово (для раненых).
Исправим:
Наташа Ростова уговорила отдать для раненых подводы, на которых уже были уложены вещи.
Или:
Наташа Ростова уговорила отдать подводы, на которых уже были уложены вещи, для раненых.
Обратим внимание на то, что в последнем случае важно не пропустить запятую, закрывающую придаточное предложение, иначе получим новую несуразицу: вещи для раненых.
2. Практические задания
— Найдите предложения с нарушением синтаксических норм. Определите, какие нормы нарушены, и исправьте предложения.
1) Задремав за книгой, старушка уронила свои очки на стол.
2) Вскрыв конверт, это оказалось письмо от моего школьного друга. Когда я вскрыл конверт, обнаружил письмо от моего школьного друга. Или: Вскрыв конверт, я обнаружил письмо от моего школьного друга.)
3) Нарушая правила дорожного движения, вы подвергаете свою жизнь опасности.
4) Включив радио, мне попалась передача, посвящённая режиссёру Эйзенштейну. (Включив радио, я услышал передачу, посвящённую режиссёру Эйзенштейну. Или: Когда я включил радио, мне попалась передача, посвящённая режиссёру Эйзенштейну.)
— Какие нормы были нарушены? (Нормы употребления деепричастных оборотов.)
— Исправьте грамматические ошибки в предложениях.
1) Все, кто были в походе, ещё больше сдружились за эти две недели. (Все, кто был в походе, ещё больше сдружились за эти две недели.)
2) Рассматривая в музее образцы народной росписи, вышивки, керамики, мне вспомнились русские сказки. (Рассматривая в музее образцы народной росписи, вышивки, керамики, я вспоминал русские сказки. Или: Когда я рассматривал в музее образцы народной росписи, вышивки, керамики, мне вспомнились русские сказки.)
3) Он ушёл, выполнив задание и когда закончил свои личные дела. (Он ушёл, выполнив задание и закончив свои личные дела. Или: Он ушёл, когда выполнил задание и закончил свои личные дела.)
4) Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и очень острые. (Среди вопросов, заданных на пресс-конференции, были и очень острые.)
5) Согласно договора исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. (Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ.)
6) По истечению депутатского срока назначаются новые выборы. (По истечении депутатского срока назначаются новые выборы.)
3. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы XX века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Составить задания по морфологии деепричастия, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).