Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Сложное предложение
Урок 44. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Цель: обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии деепричастия, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

  1. Вступительное слово учителя

Мы подробно разбирали тему «Изобразительно-выразительные средства языка» и выполняли задание В8 демонстрационного варианта теста ЕГЭ-2012 в прошлом году. (См.: Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс (урок 15).) Сегодня наша задача — попрактиковаться в применении знаний.

  2. Практическое задание

  — Запишите стихи под диктовку, расставьте знаки препинания. Укажите виды придаточных. Постройте схемы предложений. Определите изобразительно-выразительные средства, языковые особенности и их значение.

1) Счастлив, кто от хлада лет

Сердце охранил,

Кто без ненависти свет

Бросил и забыл.

      В. А. Жуковский

2) Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где всё для сердца мило...

      А. С. Пушкин

3) Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

      А. С. Пушкин

4) И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

      А. С. Пушкин

5) Нет, Нет! Талант погибни мой

И лира, дружбе драгоценна,

Когда ты будешь мной забвенна,

Москва, отчизны край златой!

      К. Н. Батюшков

6) Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

      А. С. Пушкин

7) Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

      А. С. Пушкин

Комментарии

1) Счастлив (кто? какой?). В главном предложении подразумевается указательное слово тот. Однородное подчинение придаточных местоимённо-определительных.

Схема предложения: [ ], (кто...), (кто...).

Отметим слова высокого стиля и оценочную лексику (счастлив, хлад, сердце, без ненависти), синтаксический параллелизм в построении предложения. Выделим два слова, несущих черты старославянского языка, а значит, принадлежащих к высокой лексике: хлад, охранил. В этих словах наблюдается явление неполногласия (ла, ра), формы их несколько архаичны. Подберём однокоренные слова из современного русского языка с неполногласием и полногласием, характерным для исконно русских слов: прохлада, охладить, холод; охранник, хранилище, хоронить.

Изобразительно-выразительные средства в сочетании с лаконизмом строк придают строкам В. А. Жуковского афористичность.

2) Над страной (какой?). Придаточное определительное.

Схема предложения: [ ], (где...).

Отметим обращение, с помощью которого происходит олицетворение; эпитет мирною. Обратим внимание на то, что светило — синоним слова солнце, что оно относится к омоформам (существительное светило — глагол прошедшего времени среднего рода

светило), в то же время оно, вместе со словами мирною, сердце, мило, из разряда возвышенной лексики.

3) Песню (какую? о чём?). Придаточное определительное, добавочное значение — изъяснительное.

Схема предложения: [ ], (как...); [ ], (как...).

Отметим особенности структуры главного предложения — определённо-личное, синтаксический и образный параллелизм, характерный для народной поэзии, эпитет тихо, анафору спой мне песню.

4) Тем любезен (чем?). Однородное подчинение придаточных изъяснительных; придаточные относятся к указательному слову тем.

Схема предложения: [тем...], что ( ), что ( ).

Отметим философскую ёмкость и афористичность отрывка, его чрезвычайную насыщенность словами из разряда возвышенной, поэтической лексики (любезен народу, чувства добрые, лирой пробуждал, восславил свободу, милость к падшим призывал), эпитеты (добрые, жестокий). Выделим антитезу (противопоставление «жестокого века» и «свободы», «милости»), инверсию, которая подчёркивает значимые слова: чувства добрые, лирой пробуждал, восславил я, милость к падшим призывал. По толковому словарю определим лексическое значение слова падший. Важно не путать это слово с его паронимом павший.

Павший — погибший, убитый (на поле боя, в борьбе за что- либо).

Падший — 1) устаревшее значение совпадает со значением слова павший; 2) тот, кто упал духом, опустился в нравственном отношении.

Именно второе значение прочитывается в пушкинском стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

5) Погибни (при каком условии ?) Придаточное условное. Союз когда легко заменяется синонимичным если.

Схема предложения: [ ], когда ( ).

Отметим особенности грамматики: возвышенная лексика (талант, лира, дружба, забвенна, отчизна), эпитеты (драгоценна, златой), повелительное наклонение глагола (погибни) с уступительным значением, устаревшие краткие формы причастия в словосочетаниях дружбе драгоценна, будешь забвенна, необычное положение подлежащих по отношению к сказуемому в главном предложении (талант погибни... и лира), обращение в значении олицетворения и восклицательная интонация, придающие публицистический пафос стихотворению.

6) Второе предложение — сложноподчинённое. Лампада бледнеет (как? каким образом? в сравнении с чем?). Придаточное со значением образа действия и сравнения.

Схема предложения: Как ( ), [так].

Отметим возвышенную лексику, оксюморон (ложная мудрость), метафоры (мудрость мерцает и тлеет, пред солнцем ума), эпитеты (святое, ясным, ложная, бессмертным), контекстуальные синонимы (бледнеет, мерцает и тлеет), антонимы-антитезы в каждой части предложения (лампада — восход зари, ложная мудрость — солнце ума), образный и синтаксический параллелизм, олицетворение в обращении солнце святое, восклицательную интонацию в повелительных предложениях (первое и третье). Всё это создаёт высокий настрой, воодушевление, придаёт строкам эмоциональность и в то же время афористичность.

7) Придаточное со значением сравнения.

Схема предложения: [ ], как ( ).

Отметим возвышенную лексику, необычные формы слов (дружество, глас — явление неполногласия, характерное для возвышенной лексики); противопоставление «тёмных» образов «светлым», которые окаймляют отрицательно окрашенную лексику, словно зачёркивают её, утверждая идеалы любви, дружбы, свободы; эпитеты (мрачные, каторжные, свободный); метафоры (мрачные затворы, каторжные норы).

3. Лингвистический анализ поэтического текста

  — Прочитайте фрагмент «Песенки о солдатских сапогах» Б. Ш. Окуджавы. Укажите синтаксические особенности предложений. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные автором, и определите их роль. Вы слышите: грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят, и женщины глядят из-под руки?

Вы поняли, куда они глядят?

Вы слышите: грохочет барабан?

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней...

Уходит взвод в туман-туман-туман...

А прошлое ясней-ясней-ясней.

Комментарии

Первое предложение с бессоюзной и союзной связью и повторяющимся союзом и во второй части сразу создаёт объёмную картину прощания солдат с родным домом. Общий призыв, обращение к слушателям (вы слышите) вовлекает их в действие, объединяет пространство: взгляд вниз (сапоги), вверх (птицы), в стороны (женщины); подключает зрительные и звуковые образы (звук — грохот сапог, движение — летят птицы, взгляд женщин из-под руки).

Второе предложение (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным) и третье (сложное бессоюзное), как и первое,

вопросительные. Эти риторические вопросы и анафора (вы слышите, вы поняли) настойчиво подключают слушателей к происходящему. Эффект усиливается звукописью — аллитерациями на р и шипящие: слышен грохот барабана, грохот сапог и шуршание подошв (слышите, грохочут, ошалелые, барабан, прощайся, прошлое). Эпитет ошалелые вносит в картину тревожность, передаёт общее настроение.

Четвёртое и пятое предложения оканчиваются многоточием: маршевый ритм, подчёркнутый повторами (прощайся с ней, прощайся с ней; в туман-туман-туман; ясней-ясней-ясней) постепенно затихает, замирает — до точки в последнем предложении.

Образы солдат создаются сначала с помощью деталей (сапоги, барабан), а потом прямым обращением к каждому: солдат, прощайся с ней, прощайся с ней... Женские образы тоже сначала обобщены (женщины глядят из-под руки), а затем сосредоточиваются в одном, конкретном и в то же время общем, выраженном личным местоимением с ней.

Антитеза (противопоставление повторов): в туман-туман-туман — ясней-ясней-ясней — придаёт эмоциональность и философскую глубину картине времени.

(Далее можно предложить выполнить задание В8 демоварианта ЕГЭ (желательно 2013 г.).)

Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тесту.