Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Стилистика. Функциональные стили
Урок 49. Разновидности употребления языка: язык разговорный и язык литературный. Стили речи

Цели: закреплять и расширять знания по темам «Текст», «Функциональные стили»; повторить признаки стилей речи; показать объективность их существования и функционирования; совершенствовать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии наречия, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

В прошлом году мы подробно рассматривали тему «Текст», говорили о признаках текста, о функциональных стилях, о типах речи. (См.: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс (урок 31).) В этом году мы посвятим несколько уроков более подробному рассмотрению стилистики.

— Перечислите стили русского языка.

— Каковы признаки разговорного стиля?

— Каковы характеристики научного стиля?

  — Что объединяет публицистический стиль с другими стилями речи?

  — Какой стиль языка используется при написании постановлений, юридических документов, заявлений?

  — Каково соотношение стиля художественной литературы с другими стилями речи?

Комментарии

Абсолютная «чистота» стиля редко встречается на практике. Обычно в одном тексте наблюдаются приметы разных стилей. Важно понять, ради чего написан текст, какова цель автора, где можно встретить такой текст, приметы какого стиля оказались преобладающими. После этого можно делать вывод о принадлежности текста к тому или иному стилю речи.

Каждый развитый язык, в том числе и русский, имеет две разновидности: разговорный язык и литературный. Первым мы пользуемся с детства, второй осваиваем, неизбежно сталкиваясь с разными сферами жизни, участвуя в разных областях деятельности.

Для разговорного языка характерны непринуждённость, неофициальность, спонтанность, неподготовленность. Он существует в основном в устной форме.

Литературный язык — это язык художественной литературы, науки, культуры, публицистики, образования, государственного управления, средств массовой информации и т. д. Литературный язык функционирует как в письменной, так и в устной форме. Для него характерны общеупотребительность, относительная устойчивость, нормированность, многообразие функциональных стилей.

Литературный язык — более широкое понятие, чем язык литературы, для которого очень значима эстетическая функция. Для литературного языка на первом плане функция коммуникативная, функция общения. Язык художественной литературы содержит не только нормированную речь, но и элементы индивидуального авторского стиля, просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, изобразительно-выразительные средства языка — всё, что способствует созданию художественных образов. В то же время язык художественной литературы является образцом для литературного языка.

Современный русский литературный язык существует как система разновидностей, или стилей, функционирующих в различных сферах человеческой деятельности.

Разговорный стиль мы используем в обыденной речи, обычно в форме диалога, не только дома, с приятелями, на улице, в школе, на работе с коллегами, но и в письмах, записках неофициального, дружеского характера.

В так называемой книжной речи функционируют научный, публицистический, деловой, художественный стили.

Остановимся подробнее на основных чертах стилей речи.

Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. Основные жанры: беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщённость, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики. Основные жанры: монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.

Официально-деловой стиль — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики. Основные жанры: устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.

Художественный стиль — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения и т. д.) и фигур речи (анафора, антитеза, градация, инверсия и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись). Основные жанры: эпические — рассказ, очерк, повесть, роман; лирические — ода, стихотворение, песня, послание; драматические — трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.

2. Практические задания

  — Определите, в каких стилях речи употребляются слова (словосочетания)-синонимы.

1) Устранить возгорание (официально-деловой), потушить пожар (разговорный, нейтральный), победить в битве с огнём (публицистический).

2) Встреча (художественный, разговорный, нейтральный), стрелка (разговорный, сленг), саммит (официально-деловой, публицистический).

  — Подберите к глаголу спать синонимы, относящиеся к разным стилям:

1) разговорному, просторечному {дрыхнуть)’,

2) художественному {находиться в объятиях Морфея);

3) официально-деловому {находиться в состоянии сна).

  — Запишите под диктовку предложения. Объясните орфограммы и пунктограммы. Сделайте синтаксический разбор предложений и определите их стилевую принадлежность.

1) Агентство по торговле недвижимым имуществом заинтересовано в привлечении активных молодых людей, имеющих опыт работы в данной сфере деятельности. (Официально-деловой стиль.)

2) За соблюдением гарантируемых Конституцией прав граждан обязаны следить государственные органы. (Официально-деловой стиль.)

3) Рост народонаселения мира представляется ведущей глобальной проблемой и выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, составляющей историю человечества. (Научный стиль.)

4) Городок небольшой, с бухтой, превращающейся в канал, с молом, двумя маяками и цепью вытянувшихся вдоль моря больших отелей, сейчас пустовавших. Старинная улочка вымощена громадными булыжниками. Направо и налево крохотные замкнутые дворики, развешанное бельё, увитые плющом стены. (Художественный стиль.)

5) За последний год проблемы здравоохранения вошли в число приоритетных как на федеральном уровне, так и в столице. Чиновники дают нам понять, что следить за ходом выполнения всех принятых программ будут на самом высшем уровне. (Публицистический стиль.)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить тему «Научный стиль речи», подобрать тексты научного стиля.

  3. Составить задания по морфологии предлога, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).