Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Стилистика. Функциональные стили
Урок 50. Научный стиль речи и его особенности

Цели: повторить признаки научного стиля речи; показать особенности его функционирования; совершенствовать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии предлога, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам

— В каких сферах используется научный стиль?

— Перечислите основные черты научного стиля.

— Какие разновидности научного стиля вам известны?

— Какие жанры характерны для научного стиля?

2. Лекция с элементами беседы

Мы называли основными чертами научного стиля официальность, объективность, логичность, доказательность, точность. Все эти черты определяют особенности функционирования научного стиля, которые мы и рассмотрим подробнее.

Научный стиль функционирует как в устной, так и в письменной форме. Он используется в сфере научной деятельности, прежде всего в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, в научной литературе.

Основная функция научного стиля — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Очевидно, что научный стиль имеет несколько разновидностей. Учёные выделяют разное количество подстилей, называют их по-разному, мы же приведём основные.

1) Собственно-научный. Его используют в сфере науки, между специалистами в той или иной области.

2) Учебно-научный. Научные сведения адаптируются для восприятия их школьниками, студентами.

3) Научно-популярный. Призван популяризовать научные сведения, делать их достоянием общества, развивать интерес к науке и научной деятельности.

Понятно, что научные статьи, доклады, монографии пишутся в собственно-научном стиле, в школе мы чаще всего имеем дело с учебно-научной разновидностью научного стиля, произведения научно-популярной литературы помогают расширить наш кругозор, быть в курсе современных научных достижений, ориентироваться в постоянно меняющемся мире.

Выделяют ещё научно-справочную разновидность языка, название которой тоже говорит само за себя: мы постоянно пользуемся различными справочниками, словарями, подготовленными специалистами соответствующих научных областей.

Жанры научного стиля разнообразны: научная монография, научная статья, научный доклад, диссертация, лекция, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.

  — Попробуйте определить, к какой разновидности научного стиля относятся произведения перечисленных жанров, вспомните другие жанры этого стиля.

(Обсуждение.)

Как и любой другой, научный стиль речи пользуется своими, особыми языковыми средствами. Отметим главные языковые средства научного стиля.

1) Лексические: слово конкретно, употребляется в одном значении; слово употребляется в обобщённом значении; характерны абстрактная лексика, термины; отсутствует эмоциональная лексика.

2) Морфологические: часто употребляются глаголы несовершенного вида, глаголы в форме настоящего времени; преобладают отвлечённые существительные.

3) Синтаксические: преобладают сложные предложения; часто употребляются вводные слова и предложения, безличные предложения, цитаты; практически отсутствуют восклицательные предложения; характерен прямой порядок слов.

4) Текстовые: основной тип речи — рассуждение (строится по принципу: тезис, доказательство, вывод); характерны чёткое

деление текста на абзацы, применение специальных конструкций как средства связи частей текста (как уже отмечалось, далее будет показано и т. д.).

3. Обсуждение образцов текстов научного стиля (реализация домашнего задания)

Вариант текста:

Стилистические пометы в Словаре служат для характеристики той части словарного состава современного литературного языка, которая, по тем или иным причинам, ограничена в своём употреблении. Эти ограничения имеют различный характер и разные основания: а) ограничения, обусловленные принадлежностью слова к тем пластам лексики, которые находятся за пределами литературного языка или стоят на его границе (областные, просторечные, грубо-просторечные слова); б) ограничения, обусловленные узкоспециальным характером терминов науки, техники, ремесла, искусства и т. п.; в) ограничения, которые обусловлены тем, что то или иное слово может быть употреблено лишь в определённом стиле литературной речи.

{Из Словаря русского языка под ред. А. П. Евгеньевой)

Комментарии

Текст научного стиля. Использован в статье научного издания — словаря. Характерны логичность, точность, последовательность изложения, подчёркнутая повтором существительных в пунктах статьи (ограничения), указательными словами; синтаксический параллелизм (одинаковое строение частей предложения: эти ограничения); сложная структура предложений (предложения осложнены причастными оборотами, придаточными, рядами однородных членов, вводными словами); употребление специальной лексики, терминов. Текст эмоционально нейтрален.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить тему «Официально-деловой стиль речи», подобрать тексты официально-делового стиля.

  3. Составить задания по морфологии союза, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).