Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Стилистика. Функциональные стили
Урок 51. Официально-деловой стиль. Практическая работа по составлению документов
Цели: повторить признаки официально-делового стиля речи; показать особенности его функционирования, принципы составления деловых документов; совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии союза, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам
— В каких сферах используется официально-деловой стиль?
— Какие функции выполняет официально-деловой стиль?
— Перечислите основные черты официально-делового стиля.
— Какие жанры характерны для официально-делового стиля?
— Какие языковые средства характерны для официально-делового стиля?
2. Лекция с элементами беседы
Официально-деловой стиль используется в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.
Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отношения между обществом и государством, между государствами, между гражданами в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и правовых отношений; а также информативная функция.
Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точность, конкретность.
Специфика официально-делового стиля заключается в наличии речевых клише, общепринятой формы изложения, широком использовании терминологии и номенклатурных наименований, наличии сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладании прямого порядка слов.
В зависимости от сферы функционирования выделяются многообразные жанры официально-делового стиля: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т. д.
Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.
Для официально-делового стиля характерны особые языковые средства.
1) Лексические: специальная терминология (иск, квартиросъёмщик, договор), канцеляризмы (вышеуказанный, нижеподписавшийся, нести ответственность), отсутствие эмоциональной и разговорной лексики.
2) Морфологические: преобладание существительных над глаголами; глаголы употребляются в форме настоящего времени и в неопределённой форме.
3) Синтаксические: большое количество страдательных, неопределённо-личных, безличных и инфинитивных конструкций, отсутствие восклицательных и вопросительных предложений, стандартные обороты (справка дана... в том, что...).
4) Текстовые: стандартная композиция (заголовок — название документа, зачин, концовка); допускается выделение в абзац части предложения.
Официально-деловой стиль схож с научным в том, что оба они довольно закрыты, в них редко можно встретить посторонние элементы. Это связано с присущей им точностью, логичностью, однозначностью, обилием терминов, специальной лексики, сферой употребления.
3. Обучение составлению деловых документов
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Вам уже приходилось писать заявления, например, о приёме в 10 класс. И в будущем придётся писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления, резюме. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов.
Как вы помните, для официально-делового стиля характерны точность, однозначность, нейтральность, стандартизованность текста, категоричность, логичность изложения. Всё это требуется соблюдать при составлении различных деловых бумаг.
В текстах документов, деловых бумаг используются отглагольные существительные (заявление, отгул, разрешение, угон и т. д.), краткие прилагательные со значением модальности (обязан, должен, обязателен и т. д.), отыменные предлоги (за счёт, ввиду, в силу и т. д.), производные союзы (в связи с, по мере того как, ввиду того что и т. д.). Документы, деловые бумаги лишены эмоциональности, экспрессивности, они нарочито нейтральны, поэтому изобразительно-выразительные средства языка в них отсутствуют.
Рассмотрим требования к написанию заявления — официальной письменной просьбы о чём-либо.
Наименование адресата (к кому обращено заявление) располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в родительном падеже без предлога, иногда прилагаются адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется в середине строки со строчной буквы, после него ставится точка. Далее с красной строки идёт текст заявления, краткий и чёткий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа — подпись заявителя.
Образец заявления
Директору средней школы № 342
Анисимову Н. П.
ученика 11 Б класса
Третьякова Р. О.
заявление.
Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 12 и 13 ноября 2012 г. по семейным обстоятельствам.
8 ноября 2012 г. Третьяков. (подпись)
Аналогично оформляются такие документы, как расписка, доверенность, апелляция.
Многие современные школьники и студенты работают в свободное время. Значит, может возникнуть ситуация, при которой вам придётся доверить получение денег надёжному человеку.
Образец доверенности
Доверенность.
Я, Зайцев Николай Павлович, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за декабрь 2012 г. Зайцеву Павлу Николаевичу.
Мой паспорт: (данные).
Паспортные данные Зайцева Павла Николаевича: (данные).
25 декабря 2012 г. Зайцев. (подпись)
Написание апелляции может пригодиться в случае вашего несогласия с оценкой письменной экзаменационной работы. Разумеется, подача апелляции — крайняя мера, в большинстве случаев подобные вопросы решаются в школе, где вы учитесь. Другое дело, что составление такого документа может понадобиться позже, после сдачи ЕГЭ.
Образец апелляции
Председателю
апелляционной комиссии
Свердловского района
Сергееву В. В.
ученика средней школы № 56
Никулина И. Д.
апелляция.
Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками в сочинении.
10 июня 2013 г. Никулин. (подпись)
Совершенно необходимый вид документа, который должны уметь составлять все, кто хочет найти хорошую работу, — резюме. Как правило, в резюме указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, гражданство. Затем следуют сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков, степень владения компьютером, стаж работы. Здесь вы можете написать об особых заслугах, которые, по вашему мнению, могут сыграть решающую роль при рассмотрении вашего резюме: диплом с отличием, опыт работы в данной сфере деятельности, наличие печатных работ, стажировка за границей и т. д. Далее следует указать ваш адрес, телефоны (служебный, домашний, мобильный), место работы и должность. Можно приложить рекомендации (отзывы о вашей работе или учёбе).
Образец резюме
Резюме
Парфёнов Михаил Дмитриевич
7 июля 1995 г., г. Тверь.
Не женат.
Гражданин РФ.
Владею английским языком. Имею навыки работы на компьютере. Домашний адрес: г. Тверь, ул. Свободы, д. 43, кв. 89. Тел.: 263-74-48. В 2012 г. закончил среднюю школу № 67 с углублённым изучением математики, информатики и английского языка. В этом же году поступил на механико-математический факультет ТГУ. Углублённо занимаюсь программным обеспечением компьютеров.
К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.
12 февраля 2013 г. Парфёнов, (подпись)
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Повторить тему «Публицистический стиль речи», подобрать тексты публицистического стиля.
3. Составить задания по морфологии частицы, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).