Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Стилистика. Функциональные стили
Урок 52. Публицистический стиль
Цели: повторить признаки публицистического стиля речи; показать особенности его функционирования и общественную значимость; совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии частицы, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам
— Перечислите основные черты публицистического стиля.
— Какие жанры характерны для публицистического стиля?
— Какие функции выполняет публицистический стиль?
— Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?
— Какова роль произведений публицистики в обществе?
2. Лекция с элементами беседы
Основные черты публицистического стиля — устная и письменная форма, общедоступность (понятность для широкой аудитории), общественно-политическая значимость, информативность, актуальность, своевременность, оперативность, эмоциональность, экспрессивность, чёткость и логичность, конкретность, оценочность, образность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), призывный пафос.
Основные жанры публицистического стиля: статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.
Основная функция произведений публицистического стиля — функция воздействия, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, убеждения людей, внушения тех или иных идей, взглядов; побуждения к тем или иным поступкам, действиям.
Поэтому понятно, что сфера функционирования публицистического стиля — общество, политика, экономика, культура: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии и т. д.
Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики, стереотипных, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), побудительные предложения.
Роль произведений публицистического стиля весьма значительна в любой стране и в любое время. Напечатанные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновавшая людей речь политика, писателя, прозвучавшая с экрана телевизора или трибуны митинга, — это факты, влияющие на общественное мнение.
Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился ещё в античные времена. До сих пор юристы, политологи, общественные деятели пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Слово публицистический происходит от латинского — publicus — общественный. А главная функция этого стиля — воздействовать на общество: на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Мы не раз обращались к текстам публицистического стиля, выявляли его основные особенности, характерные черты. Некоторые из ваших сочинений тоже могут являться примерами использования этого стиля. Имеет черты публицистического стиля и значительная часть текстов, используемых в тестах ЕГЭ.
Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения — это также проявления публицистического стиля. Именно выражение собственного мнения, собственной позиции — его существенная примета. Иногда мы, подобно господину Журдену (Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»), который удивился, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.
Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника, — тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдём к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.
Здесь, однако, кроется некая опасность. С одной стороны, человек, хорошо владеющий словом, приёмами риторики, способный «зажечь» своей речью людей, может обратить свой талант к добру. С другой Стороны, если человек обладает подобными способностями, но лишён нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда — выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.
Примеров положительного воздействия публицистики на общество можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве» («золотое слово» Святослава, князя Киевского, обращённое ко всем русским князьям, призывавшее к объединению русских земель).
(Заранее подготовленный ученик зачитывает соответствующий отрывок из «Слова ...».)
— Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы.
Комментарии
Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, стихотворения А. С. Пушкина («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», «Клеветникам России» и др.), М. Ю. Лермонтова («На смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.), гражданскую лирику Н. А. Некрасова, «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского, «Исповедь», «Не могу молчать» Л. Н. Толстого, статьи и письма В. Г. Короленко, творчество П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, произведения русских религиозных философов (В. С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).
— Как вы считаете, когда роль публицистических произведений усиливается, становится особенно важной для общества?
Комментарии
Роль публицистических произведений возрастает в наиболее острые для страны, переломные моменты истории. Примерами могут служить патриотический пафос публицистики времён Великой Отечественной войны (произведения А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Оренбурга и др.), гражданский пафос демократической публицистики времён «перестройки» (статьи В. Я. Лакшина, Ю. Ф. Карякина, Г. А. Попова и др., выходившие далеко за рамки литературной критики), современная публицистика.
Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и всем тем, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формулировать его в условиях современного информационного бума.
Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма, они призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи (например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определённого кандидата), пользуются не совсем честными приёмами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует прежде всего честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.
3. Анализ публицистических текстов
(Для анализа можно использовать тексты из учебника. Некоторые из них могут прокомментировать заранее подготовленные ученики. Можно прослушать два-три доклада-сообщения о выдающихся публицистах: А. Ф. Кони, Д. С. Лихачёве, Н. А. Бердяеве. Можно обратиться к публицистическому наследию писателей, чьё творчество изучается в 11 классе: «Окаянные дни» И. А. Бунина, «Несвоевременные мысли» А. М. Горького, публицистика В. Г. Короленко (письма к А. В. Луначарскому), А. И. Солженицына, Д. А. Гранина и др.
Опорные вопросы к упражнениям
— Найдите в тексте признаки публицистического стиля.
— Какие языковые средства являются общими с другими стилями речи (научным, художественным)?
— За счёт чего достигается эмоциональное воздействие на читателя, слушателя?
— Каковы лексические особенности данных публицистических текстов?
— Какие характерные синтаксические приёмы вы обнаружили в текстах?
(Далее работа с прессой. Обсуждение заметок, очерков, репортажей, интервью, посвящённых актуальным, злободневным темам.)
Опорные вопросы
— Найдите в тексте приметы публицистического стиля.
— Какова тема текста?
— Какую задачу ставит перед собой автор текста?
— Какие лексические средства использует автор для воздействия на читателей?
— Какие стандартные фразы вы заметили?
— Приметы каких других стилей попались вам в тексте?
Домашнее задание
1. Индивидуальные задания: найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет, сравнить функционирование в газетных текстах других языковых средств.
2. Подготовить словарный диктант, используя лексику, характерную для публицистического стиля речи.
3. Опережающее задание (по выбору): написать статью на волнующую вас тему или организовать дискуссию по актуальной, с вашей точки зрения, проблеме.