Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Стилистика. Функциональные стили
Урок 53. Жанры публицистического стиля

Цели: повторить признаки публицистического стиля речи; показать особенности его функционирования; совершенствовать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Реализация индивидуальных заданий: сопоставление лексики старых газет с лексикой современных газет, сравнение функционирования в газетных текстах других языковых средств.)

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

(В зависимости от наличия времени на уроке диктант можно разделить на два варианта с последующей взаимопроверкой.)

Деструктивный, гипотеза, достоинство, фатализм, мегаполис, привилегированный, философский, прославлять, чествовать, экстремизм, коммюнике, гуманность, цивилизация, бескорыстный, парламентаризм, криминогенный, приватизация, коррумпированный, либерализация цен, субъективный, интеллектуальный, идеализм, мировоззрение, инвестиции, преобразование, тоталитарный, региональный, солидарность, цинизм, эклектизм, предвыборная кампания, транснациональный, дилетант, пессимизм, дипломатия, инфляция, офисный планктон, журналистское расследование, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, приоритет общечеловеческих ценностей, полемизировать.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Как мы уже говорили, публицистика уходит корнями в глубокую древность. Публицистическим пафосом пронизаны многие библейские тексты, сохранившиеся до наших дней труды античных учёных, ораторов. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. (Напомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения.)

  — Вспомните, какие жанры включает публицистика. (Интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия и т. д.)

Остановимся подробнее на некоторых из них. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе. Вспомните тексты изложений, варианты тестов ЕГЭ — многие из них представляют собой очерк. В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?

Давайте посмотрим значения слова очерк в разных словарях.

(Зачитывает один ученик.)

Толковый словарь русского языка: очерк — небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк.

Энциклопедический словарь: публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

  — Какие тексты, недавно вами прочитанные, соответствуют жанру очерка?

(Обсуждение примеров текстов из газет, из вариантов ЕГЭ, из упражнений учебников.)

— Какие приметы очерка вы могли бы выделить?

Комментарии

Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политических, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты её разрешения.

Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и анализирует его, даёт ему свою оценку. Жизненные факты становятся поводом для авторских размышлений, обобщений, оценки. Художественные образы, которые обязательно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюминутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о каких-либо фактах действительности).

В зависимости от предмета описания очерк может быть портретным, биографическим, путевым, хроникальным, проблемным и т. д. Иногда эти разновидности очерка могут соединяться. Портретные очерки часто сближаются с мемуарной литературой и пользуются большой популярностью, также популярны путевые очерки, зарисовки.

— Как бы вы определили разновидности названных уже очерков?

(Обсуждение.)

— Каковы особенности портретного очерка?

Комментарии

Героем портретного очерка должен быть конкретный человек, не обязательно известный или выдающийся. «Портретная характеристика» в этом типе очерка — понятие более широкое, чем мы привыкли считать. Она может включать и описание внешности, и «внутренний» портрет (характер человека, его поведение, настроение, взгляды, чувства и т. д.), и описание обстановки, окружения героя, яркие эпизоды, характеризующие его личность.

2. Лекция с элементами беседы по теме «Проблемный очерк и другие виды публицистических жанров»

Среди публицистических жанров особое место принадлежит проблемному очерку. Он может включать в себя элементы портретного, путевого очерка, но главная его отличительная черта — постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит полемический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения.

  — Какому типу речи соответствует проблемный очерк? (Рассуждению.)

Обычно он состоит из тезиса (постановка проблемы), доказательства или опровержения тезиса (приведение доводов с привлечением примеров) и вывода. В этом смысле проблемный очерк близок к научному стилю речи. Отличие его в образном, эмоциональном воздействии на читателя, в субъективной позиции автора.

— Какие темы вы бы предложили для проблемного очерка?

(Обсуждение.)

Темы могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри класса, и даже проблем одного человека — важно показать их значимость, ваше отношение к тому, о чём вы пишете.

Вариантом подобной работы может служить устное выступление. Оно тоже относится к публицистическому жанру.

Важной отличительной чертой устного выступления является заинтересованность выступающего — залог того, что ваша речь вызовет ответный интерес слушателей. Устное выступление не должно быть затянутым: внимание слушателей после пяти-десяти минут притупляется. Речь выступающего должна держаться на основной оси — содержать одну главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. В такой речи допустимы разговорные выражения, активное использование приёмов ораторской речи: риторические вопросы, обращения, восклицания, более простой, по сравнению с письменной речью, синтаксис.

Важно подготовить такое выступление заранее: продумать план, подобрать аргументы, примеры, выводы, чтобы не читать «по бумажке», а убеждать слушателей в том, что для вас хорошо знакомо. Если человек владеет предметом своего выступления, имеет собственную точку зрения, доказывает её, это вызывает уважение, интерес, а значит, и внимание слушателей.

Всего этого не так просто добиться. Для начала можно иметь перед глазами план, чтобы не терять нить выступления, порепетировать дома, перед родителями, перед друзьями, даже перед зеркалом — тогда вы сможете внести коррективы в свою речь и более свободно чувствовать себя перед аудиторией. Каждому из вас не раз придётся выступать перед слушателями, будь то класс или студенческая группа, коллеги или избиратели, так что лучше подготовиться заранее.

Наиболее сложной формой устных выступлений является доклад. В этом случае можно пользоваться заранее приготовленными записями, но не злоупотреблять чтением, иначе вскоре вас перестанут слушать. Доклад обычно касается какой-либо области знаний: это может быть научный доклад, доклад-отчёт, доклад об интересующем вас аспекте какой-то учебной дисциплины и т. д. В докладе необходима чёткость, логичность, доказательность, доступность. По ходу доклада можно зачитывать яркие цитаты, демонстрировать графики, таблицы, иллюстрации (они должны быть хорошо видны слушателям).

Доклад может служить отправной точкой дискуссии, т. е. обсуждения какого-либо спорного вопроса. Важно чётко определить предмет дискуссии. В противном случае она обречена на провал: каждый участник спора будет говорить о своём. Необходимо возражать аргументированно, приводить убедительные доводы.

Домашнее задание

  1. Посмотреть телевизионные передачи в форме дискуссии, сделать краткие конспекты по одной из них.

2. Подготовьте план проведения дискуссии.

  3. Индивидуальные задания: подготовить доклад о каком-либо выдающемся учёном (по любой отрасли науки).