Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Стилистика. Функциональные стили
Урок 54. Дискуссия

Цель: развивать навыки монологической и диалогической речи, умение вести дискуссию.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

На дискуссию надо отводить не меньше часа, иначе она превратится в формальность. Излишняя спешка здесь неуместна, но и затягивать дискуссию надолго нельзя. Желательно, чтобы дискуссию вели подготовленные ученики (один-два человека). Следует заранее обговорить тему дискуссии, обсудить варианты с классом или предложить неожиданную тему. Важно установить регламент: ведущие должны дать возможность высказаться всем желающим.

Один-два человека ведут протокол дискуссии: коротко записывают вопросы и ключевые мысли выступающих, чтобы в конце суммировать и обобщить всё сказанное. Дискуссия обязательно должна закончиться какими-то выводами, подведением итогов. Целью проведения дискуссии не является абсолютное решение обсуждаемых проблем — это невозможно. Важно прояснение разных позиций, аргументированность выступлений, реплик.

В заключение нужно обобщить высказанные мнения, подчеркнуть значение взаимного уважения, умения прислушиваться к оппонентам. Главное — учитывать противоположные позиции и находить точки соприкосновения между ними.

Проводить дискуссию можно в форме игры — подражая известным телевизионным передачам: «Культурная революция», «Народ хочет знать» и т. д. Сначала нужно выяснить у учащихся, какие телевизионные дискуссии им понравились, а какие нет и почему, отметить их сильные и слабые стороны.

Такая работа может стать вариантом урока-дискуссии: опыт анализа очень полезен и может предварить собственно дискуссию в классе. Всё зависит от подготовленности класса, времени, заинтересованности учителя и учеников.

Другой вариант проведения дискуссии — суд над литературным героем: Евгением Онегиным, Печориным, Базаровым, Раскольниковым, Чичиковым, Григорием Мелеховым и т. д.

Для того чтобы представить себе такой заочный суд, можно прочитать главу вторую третьей части романа В. А. Каверина «Два капитана» или посмотреть отрывок из художественного фильма-экранизации. Эта глава так и называется: «Суд над Евгением Онегиным». Можно сделать комплексный разбор этой главы.

Ещё один вариант: подобрать произведения русской литературы, в которых ведутся дискуссии. Это могут быть споры между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, между Пьером Безуховым и Андреем Болконским, между братьями Красовыми из «Деревни» И. А. Бунина, между героями пьесы А. М. Горького «На дне» и т. д. Затем предложить проанализировать выбранные отрывки, в том числе с точки зрения соблюдения правил дискуссии.

Подобные виды работы убивают сразу нескольких зайцев: повторение литературных произведений (что очень важно в выпускном классе), развитие речи, навыков ведения дискуссии, а значит, умения аргументированно отстаивать собственную точку зрения — развитие личности. Кроме того, таким образом можно вызвать или усилить интерес к русской словесности, к учёбе в целом.

Домашнее задание

Подготовить сообщение об особенностях газетной публицистики: её жанрах, лексике, синтаксисе и т. д. (Вариант: написать материал в школьную газету — интервью, заметку, статью, репортаж.)