Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Стилистика. Функциональные стили
Урок 55. Художественный стиль

Цели: повторить признаки художественного стиля речи; совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры, понимать их роль в тексте.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Сообщения об особенностях газетной публицистики (желательно использовать конкретные примеры из газет), обсуждение материалов для школьной газеты.)

III. Работа по теме урока

  1. Беседа по вопросам, повторение

Пожалуй, самый богатый стиль речи — художественный, ведь он вбирает в себя все остальные. Другими словами, художественный стиль может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.

  — Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль. (Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей, особенно разговорного.)

  — Какова его главная функция? (Эстетическая.)

  — В чём выражается эстетическая функция художественного стиля? (Используя разнообразные языковые средства, художественный стиль создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать.)

Человек таким образом подключается к некоему «художественному полю», художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека. Эстетическая функция играет особую роль, особенно ясно это видно в сравнении с функциями других стилей речи: коммуникативной (функция общения) — разговорный стиль, информативной (функция сообщения) — официально-деловой стиль и т. д.

2. Анализ художественного текста

Примечание

Для анализа следует выбрать фрагмент произведения, изучаемого в настоящее время на уроках литературы либо изученного ранее. Необходимыми этапами анализа являются:

1) выразительное чтение — для лучшего восприятия текста;

2) идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста);

3) анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка;

4) выражение собственного отношения к тексту (оценка).

Анализ текста не должен превращаться исключительно в поиск набора изобразительно-выразительных средств. Другое дело, что на уроке невозможно успеть подробно разобрать все компоненты анализа текста. Они должны быть сформулированы хотя бы в самом общем виде.

Примерные вопросы для анализа прозаического текста (по рассказу И. А. Бунина «Антоновские яблоки»)

1. Жанровые особенности рассказа (черты мемуарного, автобиографического очерка, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание).

2. Основная идея (поэтизация прошлого, ностальгия по уходящему, неразрывная связь человека и природы).

3. Тема рассказа («мелочи» жизни, всё земное во множестве своих проявлений).

4. Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка (тропы, стилистические фигуры, их роль).

Комментарии

Эпитеты: коралловые рябины, свинцовые тучи, опьяняющая мысль. Сравнения: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя; проволоки телеграфных столбов, как серебряные струны.

Ряды однородных членов и повторы: «...громыхая и стуча, несётся поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее...»; «...бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе».

Риторические вопросы: «Но что сделаешь теперь с гончими?»

Градация: «...и снова начинал сеять дождь... сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотою». И т. д.

5. Как организовано повествование в рассказе?

Комментарии

Повествование ведётся от первого лица: «Вспоминается мне ранняя, погожая осень», «помню...», «как сейчас вижу...», «Вот я вижу себя снова в деревне». Глаголы часто употребляются в настоящем времени, что делает временной «зазор» между описанием и восприятием, между рассказчиком и читателем минимальным: «Всюду сильно пахнет яблоками», «Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег», «Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют». Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа, таким образом читатель сам вовлекается в действие: «...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее засёдлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»; «Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок...»

Обратим внимание на словесную инструментовку: аллитерации, ассонансы, звуковые повторы.

Пример аллитерации: «Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша».

6. Какими средствами создаётся интонация рассказа?

Комментарии

Рассказ, особенно в начале, изобилует восклицательными предложениями («Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!», «Пора на охоту!», «Хороша и мелкопоместная жизнь!»), которые передают радость жизни, восхищение ею.

Предложения с многоточиями замедляют течение рассказа. Рассказ начинается и кончается многоточием. В них недоговорённость, незавершённость, грусть, ностальгия: «Помню раннее, свежее, тихое утро...»; «Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой...»; «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...»; «Я сейчас ещё чувствую, как жадно и ёмко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня...»

Ряды однородных членов выступают как яркое изобразительное средство.

Домашнее задание

Подготовиться к практической работе — анализу публицистического текста.