Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Стилистика. Функциональные стили
Уроки 56, 57. Практическая работа. Анализ публицистического текста

Цель: совершенствовать навыки анализа текста, работы с тестами формата ЕГЭ.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Работа по теме уроков

1. Вступительное слово учителя

Большое внимание на Едином государственном экзамене уделяется проверке умения анализировать текст с разных сторон. В демоварианте-2012, как и в КИМах ЕГЭ прошлых лет, содержится несколько текстов: один основной, объёмный, и два небольших. Мы уже рассматривали задания демоварианта ЕГЭ-2012, касающиеся всех текстов, в прошлом году (См.: Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс (уроки 31 — 32).)

Сегодня наша задача — проанализировать тексты нового варианта ЕГЭ.

2. Практическая работа

(Обсуждение заданий нового демоварианта ЕГЭ. Проверяемые элементы содержания заданий согласно спецификации КИМов ЕГЭ-2012: А7 — текст, смысловая и композиционная целостность текста; А27 — информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров; С1 — сочинение, информационная обработка текста, употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.)

Комментарии к выполнению части С

Прежде всего необходимо внимательно прочитать задание. Работа должна быть написана с опорой на текст, но при этом не должна являться простым его пересказом, иначе сочинение не будет оценено.

Для сочинения выдаётся отдельный бланк, на котором вы разместите свою работу объёмом со средний диктант (не менее 150 слов, включая служебные). Объём вашего сочинения должен быть сопоставим с объёмом авторского текста, в котором обычно бывает от 300 до 500 слов.

Вам могут помочь уже выполненные задания, относящиеся к тексту. Внимательно перечитайте их, особенно А28, В8. Возможно, они подскажут вам какую-то новую мысль, ещё не отражённую в сочинении.

Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком. Эта часть теста ЕГЭ проверяется несколькими экспертами, а не компьютером. Если вы знаете, что ваш почерк, кроме вас, разобрать могут лишь единицы, лучше пишите печатными буквами.

Необходимо выявить одну из проблем, поставленных автором, и выразить собственную точку зрения по этой проблеме. Постарайтесь понять позицию автора: что он утверждает, что отвергает, к чему призывает, какие языковые средства, стилистические приёмы использует для этого. Достаточно назвать два-три явления, привести яркие примеры к ним с непременным объяснением их роли в тексте. Остановитесь на тех, которые проясняют авторскую позицию, выявляют проблему, поставленную автором.

Выскажите своё мнение. Это не значит, что вы должны обязательно во всём соглашаться с автором, однако ваше мнение должно быть аргументированным. Подберите один аргумент из художественной или публицистической литературы и один аргумент из своего жизненного опыта.

Обязательно перечитайте и отредактируйте сочинение на черновике, исправьте ошибки. Если сомневаетесь в написании слова или в постановке знаков препинания, подберите синоним, выразите мысль по-другому.

Аккуратно перепишите сочинение на чистовик и ещё раз проверьте.

Домашнее задание

Написать сочинение по тексту нового демоварианта (часть С).