Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Обобщение изученного
Урок 58. Фонетика. Орфоэпия

Цели: разобрать сложные вопросы фонетики и орфоэпии; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ практической работы (сочинения)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

В течение нескольких уроков мы будем кратко повторять все темы школьного курса русского языка. Будем выполнять тестовые задания, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ.

Начнём с фонетики и орфоэпии. (См.: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс (уроки 6 — 9). В заданиях ЕГЭ обязательно есть задание по темам этого раздела (В ЕГЭ-2012 это задание А1).

Ещё раз подчеркнём, что в заданиях по фонетике важно помнить о несовпадении букв и звуков во многих случаях. Буквы — это графическое обозначение звуков. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении этого задания — забыть о правописании и слушать, как звучит слово.

Орфоэпия — совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. Орфоэпия изучает также правила постановки ударения.

Важно понимать, как фонетика и орфоэпия связаны с орфографией.

2. Объяснительный словарный диктант

— Запишите слова, объясните их правописание.

Сдача, нянчить, наотмашь, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, мягче, лестница, фотосъёмка, вечный, невтерпёж, исподлобья, сжечь, трёхэтажный, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, шимпанзе, мощность, лёгкий, мужчина, женщина, вскрикнуть, двухъярусный, варежки, приёмник, просьба, ложь, поездка.

  — Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Январский, приёмник, поездка.)

  — Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Нянчить, наотмашь, отрежьте, гигантский, фальшь, лестница, сжечь, сельдь, сбрить, прилечь, мощность, мужчина, вскрикнуть, просьба, ложь.)

  — Назовите слова, в которых есть только твёрдые согласные звуки. (Наотмашь, шимпанзе, ложь.)

3. Практическое задание

  — Укажите предложения с нарушением норм ударения, расставьте ударения правильно.

1) Обеспече́ние бро́ни на железнодорожные билеты транзитным пассажирам возложено на начальника вокзала. (Обеспе́чение.)

2) Мне почему-то жмёт левая ту́фля.

3) По догово́ру первая линия нефтепрово́да должна быть готова во втором кварта́ле.

4) Говорят, танцовщицам нельзя есть торты́, чтобы не растолстеть. (Танцо́вщицам, то́рты.)

5) Кулинарная книга находится в кухо́нном шкафу. (Ку́хонном.)

6) Приятно весной поесть суп из щавеля́.

7) Расписная пиала́ красиве́е обычной посуды. (Краси́вее.)

8) Разрешите предло́жить вам руку и сердце! (Предложи́ть.)

9) Этот стиральный порошок облегчит вам стирку. (Стира́льный, облегчи́т.)

  10) В вынесении такого приговора большую роль сыграли экспе́рты.

  4. Тест

(См.: КИМы, задания по фонетике и орфоэпии + задания нового демоварианта ЕГЭ.)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

2. Повторить тему «Лексика. Фразеология».