Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Обобщение изученного
Урок 59. Лексика. Фразеология

Цели: разобрать сложные задания по лексике; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Тему «Лексика и фразеология» мы повторяли в 10 классе. (См.: Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс (уроки 10 — 20).) В этом учебном году мы также выполняли соответствующие задания.

Повторение лексики необходимо прежде всего с точки зрения культуры речи. Важно хорошо представлять лексические значения слов, соблюдать нормы лексической сочетаемости. В тесты ЕГЭ обязательно включают вопросы, касающиеся лексики.

Задания демоварианта ЕГЭ-2012: А2 — лексические нормы, А12, А30 — лексическое значение слова.

Вспомним, что нам известно об этом разделе языкознания.

2. Беседа по вопросам, повторение

1. Лексическое значение слова. Основные группы слов.

— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)

  — Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

  — Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры.

Комментарии

Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча.

Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть (смотреть и вызревать), брак (некачественная работа и супружество).

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, литься — лица.

Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: невежа — невежда, туристский — туристический.

Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления: ланиты (щёки), выя (шея).

Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз.

Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.

Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), пимы (валенки).

Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).

  — Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение.)

  — Приведите примеры фразеологизмов, объясните, что они означают. (Бить баклуши — бездельничать, быть на виду — выделяться, сломя голову — быстро.)

  2. Лексические нормы.

Остановимся на некоторых типичных лексических ошибках и исправим их.

1) Смысловая неточность.

Большая часть урожая погибла благодаря засухе.

Здесь неуместно употребление предлога благодаря.

Заменим его нейтральным.

Большая часть урожая погибла из-за засухи.

2) Речевая недостаточность.

Дефорж вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

Непонятно, в чьё ухо Дефорж вложил пистолет.

Уточним.

Дефорж вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил. Зверь упал.

3) Речевая избыточность: употребление плеоназмов («лишних» слов), тавтология (употребление однокоренных слов).

В июле месяце мы уже будем свободны от экзаменов.

И так понятно, что июль — это месяц.

Исправим.

В июле мы уже будем свободны от экзаменов.

Пример употребления однокоренных слов:

Разрешите спросить вопрос, который меня давно волнует.

Подберём синоним к одному из однокоренных слов и исправим предложение.

Разрешите задать вопрос, который меня давно волнует.

Совет тривиален, но следовать ему необходимо: чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значения непонятных слов с помощью толковых словарей.

  — Кстати, что означает слово тривиальный? (Лишённый свежести, оригинальности, новизны.)

3. Практическое задание

— Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. (Рождество я отмечал на даче у коллеги.)

2) Шкатулку с письмами она хранила как зеницу глаза. (Шкатулку с письмами она хранила как зеницу ока.)

3) Мой друг особенно уважает стихи. (Мой друг особенно любит стихи.)

4) Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь. (Добиться успеха ему помешала мелочь.)

5) В августе месяце в Мурманске зацветает сирень. (В августе в Мурманске зацветает сирень.)

6) Многие слова того времени уже канули в лето. (Многие слова того времени уже канули в Лету.)

4. Тест

(См.: КИМы, задания по лексике и фразеологии + задания нового демоварианта ЕГЭ.)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

2. Повторить темы «Морфемика», «Словообразование».