Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Обобщение изученного
Урок 59. Лексика. Фразеология
Цели: разобрать сложные задания по лексике; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Тему «Лексика и фразеология» мы повторяли в 10 классе. (См.: Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс (уроки 10 — 20).) В этом учебном году мы также выполняли соответствующие задания.
Повторение лексики необходимо прежде всего с точки зрения культуры речи. Важно хорошо представлять лексические значения слов, соблюдать нормы лексической сочетаемости. В тесты ЕГЭ обязательно включают вопросы, касающиеся лексики.
Задания демоварианта ЕГЭ-2012: А2 — лексические нормы, А12, А30 — лексическое значение слова.
Вспомним, что нам известно об этом разделе языкознания.
2. Беседа по вопросам, повторение
1. Лексическое значение слова. Основные группы слов.
— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)
— Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)
— Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры.
Комментарии
Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча.
Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу.
Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть (смотреть и вызревать), брак (некачественная работа и супружество).
Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́.
Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, литься — лица.
Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: невежа — невежда, туристский — туристический.
Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления: ланиты (щёки), выя (шея).
Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз.
Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.
Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), пимы (валенки).
Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).
— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение.)
— Приведите примеры фразеологизмов, объясните, что они означают. (Бить баклуши — бездельничать, быть на виду — выделяться, сломя голову — быстро.)
2. Лексические нормы.
Остановимся на некоторых типичных лексических ошибках и исправим их.
1) Смысловая неточность.
Большая часть урожая погибла благодаря засухе.
Здесь неуместно употребление предлога благодаря.
Заменим его нейтральным.
Большая часть урожая погибла из-за засухи.
2) Речевая недостаточность.
Дефорж вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
Непонятно, в чьё ухо Дефорж вложил пистолет.
Уточним.
Дефорж вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил. Зверь упал.
3) Речевая избыточность: употребление плеоназмов («лишних» слов), тавтология (употребление однокоренных слов).
В июле месяце мы уже будем свободны от экзаменов.
И так понятно, что июль — это месяц.
Исправим.
В июле мы уже будем свободны от экзаменов.
Пример употребления однокоренных слов:
Разрешите спросить вопрос, который меня давно волнует.
Подберём синоним к одному из однокоренных слов и исправим предложение.
Разрешите задать вопрос, который меня давно волнует.
Совет тривиален, но следовать ему необходимо: чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значения непонятных слов с помощью толковых словарей.
— Кстати, что означает слово тривиальный? (Лишённый свежести, оригинальности, новизны.)
3. Практическое задание
— Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. (Рождество я отмечал на даче у коллеги.)
2) Шкатулку с письмами она хранила как зеницу глаза. (Шкатулку с письмами она хранила как зеницу ока.)
3) Мой друг особенно уважает стихи. (Мой друг особенно любит стихи.)
4) Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь. (Добиться успеха ему помешала мелочь.)
5) В августе месяце в Мурманске зацветает сирень. (В августе в Мурманске зацветает сирень.)
6) Многие слова того времени уже канули в лето. (Многие слова того времени уже канули в Лету.)
4. Тест
(См.: КИМы, задания по лексике и фразеологии + задания нового демоварианта ЕГЭ.)
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Повторить темы «Морфемика», «Словообразование».