Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Обобщение изученного
Урок 60. Морфемика. Словообразование
Цели: повторить основные положения морфемики и словообразования; показать связь морфемики и орфографии; углубить знания по теме «Состав слова»; совершенствовать навыки морфемного анализа слов; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Морфемика — раздел языкознания, изучающий строение слова, его состав. Пожалуй, ни одна тема не представлена в тестах ЕГЭ так широко, как та, что мы будем рассматривать. Скорее всего, на это повлияла тесная связь морфемики и орфографии.
Задания демоварианта ЕГЭ-2012: А13 — правописание н и нн в суффиксах различных частей речи, А14 — правописание корней, А15 — правописание приставок, А16 — правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени, А17 — правописание суффиксов различных частей речи (кроме н и нн), А18 — правописание не и ни, А19 — слитное, дефисное, раздельное написание слов, В1 — способы образования слов.
Сегодня мы вспомним основные положения морфемики и словообразования, которые мы повторяли в 10 классе. (См.: Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс (уроки 21 — 30).)
2. Беседа по вопросам, повторение
— Что называется морфемой? (Наименьшая значимая часть слова.)
— Почему все морфемы, кроме окончания, считаются значимыми? (Примерный ответ. Окончание меняет лишь форму слова, при этом лексическое значение слова не меняется. А корни, приставки, суффиксы являются значимыми частями слова потому, что образуют основу слова, несут смысловую нагрузку, участвуют в образовании новых слов.)
— Что называется нулевым окончанием? (Отсутствие окончания у тех частей речи, которые потенциально его имеют.)
— Какие самостоятельные части речи не имеют окончаний? Почему? (Наречия и деепричастия, потому что это неизменяемые части речи.)
— Всегда ли окончания находятся на конце слов? (Не всегда. Бывают случаи, когда окончание стоит перед суффиксом: трудились. Окончание также может находиться в первой части сложных слов: пятисот, трёхэтажный.)
По формулировкам заданий А13 — А19 видно, что все они касаются правописания разных частей слов (морфем). В общем-то, все эти формулировки сводятся к одной: как правильно писать слова с определёнными морфемами? Причём ключевым для выполнения подобных заданий является понимание связи морфемики с орфографией. То есть любую сложную, необычную фор-
мулировку можно свести к более лёгкой, понятной для вас. Тогда выполнять задание будет легче.
Задания А13 — А19 проверяют знание следующих орфографических правил (примеры приводят учащиеся):
1) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением: цинизм — циник, калорийный — калория;
2) слова с безударными гласными в корне, не проверяемыми ударением: оригинальный, язык;
3) слова с чередующимися гласными в корне: собирать — соберу, прилагательное — приложить;
4) слова с проверяемыми согласными в корне: просьба — просить;
5) слова с непроверяемыми согласными: вокзал, рюкзак;
6) слова с непроизносимыми согласными: агентство — агент, вестник — весть.
7) слова с чередующимися гласными в приставках (пре- — при-, раз- (рас-) — роз- (рос-)): премудрый, причалить, расписание, розыгрыш;
8) слова с чередующимися согласными в приставках (приставки на з и с): распустить, разбить, испытание, избыточный;
9) слова с приставками не- и ни-: не́кто — никто́, не́кому — никому́;
10) правописание суффиксов разных частей речи: каменщик, замочек, французский;
11) правописание окончаний разных частей речи: сидит на ветке, приехать к матери, лёгким дыханием, доброго коня, напишет, сигналим.
Как видите, чтобы правильно ответить на вопросы тестов, надо знать многие закономерности (правила) языка, а для этого необходим морфемный анализ, т. е. разбор слова по составу.
Разбор слова по составу важен и для словообразовательного анализа, который требуется провести в задании В4. Повторим основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.
При словообразовательном анализе очень важно учитывать значение слова. Возьмём, например, слово отвар. На первый взгляд способ словообразования приставочный (приставка от-). Но на самом деле подобные существительные образуются от соответствующих глаголов бессуффиксным способом (окончание нулевое): отварить —> отвар, бег —> бегать, вход —> входить и т. д. Иногда от глаголов могут образовываться существительные суффиксальным способом: подготовить —> подготовка, стирать —> стирка.
Главное в словообразовательном анализе — найти не корень слова, а ближайшее слово, которое может существовать без приставки, или без суффикса, или без того и другого вместе. Например, слово сфотографировать образовано не от существительного фотограф, а от глагола фотографировать приставочным способом.
Нельзя путать слова, в которых нет и не может быть окончаний (наречия, деепричастия, прилагательные в форме сравнительной степени, несклоняемые существительные и прилагательные), со словами с нулевым окончанием.
Важно также рассматривать слово в контексте.
Сравним два предложения.
Основным занятием русских крестьян было земледелие, а также охота, рыбная ловля, лесной промысел.
С незапамятных времён селились русские по берегам рек, озёр и морей.
Слово русские в первом предложении — прилагательное, образованное от существительного Русь. Во втором предложении это же слово — существительное, образованное способом перехода из прилагательного.
3. Практические задания
4. Тест
(См.: КИМы, задания по морфемике и словообразованию + задания нового демоварианта ЕГЭ.)
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Повторить тему «Морфология».