Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Обобщение изученного
Уроки 61, 62. Морфология
Цели: повторить и обобщить знания по морфологии; показать связь морфологии и орфографии; совершенствовать навыки лингвистического анализа; развивать навыки работы с тестами формата ЕГЭ.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Работа по теме уроков
1. Вступительное слово учителя
Морфология — один из двух крупный разделов грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Это очень объёмная тема. В прошлом году мы затратили на её повторение 30 уроков. (См.: Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс (уроки 35 — 65).)
Сейчас такого времени для повторения у нас, конечно, нет, но мы постараемся повторить основные положения морфологии, особое внимание уделяя связям морфологии с орфографией.
Задания по морфологии демоварианта ЕГЭ-2012: А3 — морфологические нормы, A11 — части речи, А13 — правописание н и -нн- в суффиксах различных частей речи, А17 — правописание суффиксов различных частей речи (кроме н и нн), А18 — правописание не и ни, А19 — слитное, дефисное, раздельное написание слов, В2 — части речи.
2. Беседа по вопросам, повторение
— Сколько частей речи в русском языке? Назовите их.
Комментарии
Заметим, что в одних учебниках причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи и как отдельная часть речи категория состояния, в других — причастие и деепричастие подаются как формы глагола, а категория состояния не выделяется. Такие спорные вопросы не даются в тестах ЕГЭ.
— Назовите грамматические признаки имён существительных. (Одушевлённость — неодушевлённость, склонение, род, число падеж. Выделяются имена существительные собственные и нарицательные; в особую категорию выделяются собирательные существительные.)
— Каковы грамматические признаки имён прилагательных? (Разряд по значению, род, число, падеж. Прилагательные могут иметь степени сравнения и краткие формы.)
— Вспомните, чем качественные прилагательные отличаются от относительных. (Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения, краткую форму, могут образовывать наречия на -о, -е.)
— Какие грамматические признаки имеют числительные? (Число, род, падеж. Числительные могут быть простыми и составными, количественными и порядковыми, собирательными, дробными.)
— Какие грамматические признаки выделяются у местоимений, кроме общих для именных частей речи числа, рода и падежа? (Разряд по значению, лицо у личных местоимений.)
— Перечислите грамматические признаки глаголов. (Вид, переходность, спряжение, наклонение, число, время, лицо, род. Время определяется только в изъявительном наклонении.)
— Какой грамматический признак глагола сохраняет деепричастие? (Вид.)
— В чём особенность грамматических признаков причастия? (Причастия имеют признаки глагола: время, вид, могут быть действительными и страдательными — и признаки прилагательного: число, род, падеж, могут иметь краткую форму.)
— Какой общий грамматический признак может быть у наречий и прилагательных? (Степень сравнения.)
Обобщим всё, что нам известно о частях речи, и составим таблицу.
Часть речи |
Общее значение, вопросы |
Морфологические признаки, примеры |
Синтаксическая роль |
Самостоятельные части речи |
|||
Имя существительное |
Предмет. Кто? что? |
Начальная форма: именительный падеж единственного числа. Постоянные признаки: 1) собственное (Россия) или нарицательное (страна); 2) одушевлённое (человек) или неодушевлённое (камень); 3) род: мужской (голос), женский (книга), средний (поле), общий (невежда); 4) склонение: 1-е (гора), 2-е (гром), 3-е (речь). Непостоянные признаки: число, падеж |
Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого |
Имя прилагательное |
Признак предмета. Какой? чей? |
Начальная форма: именительный падеж единственного числа мужского рода. Постоянный признак — разряд по значению: качественные (сильный), относительные (серебряный), притяжательные (кошкин). Непостоянные признаки: 1) у качественных — степень сравнения: сравнительная (сильнее, более сильный), превосходная (сильнейший, самый сильный); 2) полное (сильный) или краткое (силён); 3) падеж, число, род (в единственном числе) |
Полные — определение, именная часть составного сказуемого; краткие — сказуемое |
Имя числительное |
Количество предметов, порядок при счёте. Сколько? какой? |
Начальная форма: именительный падеж. Постоянные признаки: 1) простое (три) или составное (двадцать третий); 2) количественное (два) или порядковое (второй); 3) разряд по значению: целые (десять), дробные (две пятых), собирательные (двое). Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть) |
Количественные — любой член предложения; порядковые — определение, именная часть составного сказуемого |
Местоимение |
Указывает на предмет, признак, количество, не называя их |
Начальная форма: именительный падеж единственного числа. Постоянные признаки: 1) разряд по значению: личные (я, ты, он), возвратное (себя), вопросительные и относительные (что, какой, чей, сколько), неопределённые (нечто, несколько, кое-кто, какой-либо), отрицательные (никто, никакой, некого), притяжательные (мой, твой, ваш, свой, его, их), указательные (тот, этот, такой, таков, столько), определительные (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, другой, иной). 2) лицо (уличных): 1-е (я, мы), 2-е (ты, вы), 3-е (он, она, оно, они). Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть) |
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство |
Глагол |
Действие или состояние. Что делать? что сделать? |
Начальная форма: неопределённая форма (инфинитив). Постоянные признаки: 1) вид: несовершенный (рисую), совершенный (нарисую); 2) спряжение: I (плачет), II (горит); 3) переходный (читаю (что?)) или непереходный (идёт). Непостоянные признаки: 1) наклонение: изъявительное (пишем, писали, напишем), условное (написал бы), повелительное (напиши); 2) число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть) |
Неопределённая форма — любой член предложения; личные формы — сказуемое |
Причастие |
Признак предмета по действию. Какой? |
Начальная форма: именительный падеж единственного числа мужского рода. Постоянные признаки: 1) действительное (читающий, читавший) или страдательное (читаемый, прочитанный); 2) время, вид. Непостоянные признаки: 1) у страдательных — полная (построенный) или краткая (построен) форма; 2) у причастий в полной форме — падеж, число, род (в единственном числе) |
Определение, краткие страдательные причастия — именная часть составного сказуемого |
Деепричастие |
Добавочное действие. Что делая? что сделав? |
1) Вид: несовершенный (засыпая), совершенный (заснув); 2) переходный (покупая (что?)) или непереходный (прибежав). Неизменяемость |
Обстоятельство |
Наречие |
Признак действия, признак признака. Как? когда? куда? зачем? где? и др. |
1) Разряд по значению: наречия места (далеко, внизу), времени (скоро, поздно), образа действия (быстро, шёпотом), меры и степени (очень, чересчур), причины (сгоряча, нечаянно), цели (назло, специально); 2) степень сравнения (если есть): сравнительная (тише, более тихо), превосходная (тише всех, тише всего). Неизменяемость |
Обстоятельство, редко — определение |
Служебные части речи |
|||
Предлог |
Выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании и предложении |
Непроизводные (простые) (в, на, для, за, под, по, через) и производные (простые и составные) (благодаря, согласно, вопреки, около, в течение, в связи с). Неизменяемость |
Не является членом предложения |
Союз |
Связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, предложения в тексте |
1) Простые (и, а, когда, если) и составные (потому что, так как, как будто); 2) сочинительные (и, а, но, не только... но и, как... так и, зато, или, то... то, не то... не то) и подчинительные (потому что, так как, благодаря тому что, что, чтобы, когда, пока, если, как будто, как). Неизменяемость |
Не является членом предложения |
Частица |
Вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова |
Разряд по значению: формоообразующие (бы, да, давай, пусть), смысловые — отрицательные (не, ни), модальные (разве, неужели, ли, что за, вот, вон, вряд ли, именно, только, лишь, даже, ни, же, то, уж, все). Неизменяемость |
Не является членом предложения |
Междометие |
|||
Междометие |
Выражает, но не называет различные чувства, побуждения |
Непроизводные (эх, ах, ой, ну, ого-го, ура) и производные (Батюшки! Ужас!). Неизменяемость. |
Не является членом предложения, но может выступать в значении других частей речи и становиться членом предложения |
3. Работа с текстом
— Запишите текст под диктовку. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Собственно говоря, и вспоминать-то нечего. А всё-таки при взгляде на этот истрёпанный чемодан я опускаю руки, подавленный воспоминаниями. Каждый раз, как мне приходится укладывать в него мой скарб,
я говорю себе: вот ещё невозвратно прошло столько-то лет; ещё часть моей жизни оторвана... (И. А. Бунин)
Грамматическое задание
1. Укажите морфологическую характеристику слова истрёпанный (второе предложение).
1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) деепричастие
4) прилагательное
2. Выпишите возвратное местоимение. (Себе.)
3. Выпишите местоимения, не имеющие именительного падежа. (Нечего, себе.)
4. Выпишите обособленное распространённое согласованное определение. (Подавленный воспоминаниями.)
5. Выпишите фразеологический оборот. (Опускаю руки.)
6. Определите вид тропа в словосочетании ещё часть моей жизни оторвана. (Метафора.)
7. Запишите стилистически нейтральные синонимы существительного скарб. (Вещи, имущество.)
4. Тест
(См.: КИМы, задания по морфологии + задания нового демоварианта ЕГЭ.)
Домашнее задание
Прочитать текст нового демоварианта ЕГЭ, выполнить задания к тексту.