Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Синтаксис и пунктуация
Урок 2. Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста

Цели: обобщить знания о русской пунктуации, о типах знаков препинания и их функциях; совершенствовать навыки пунктуационного анализа текста, постановки знаков препинания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Докажите, что русский язык — развивающееся явление.

  — Приведите примеры неологизмов. Какие способы их образования вам известны?

— Приведите примеры устаревших слов.

  — Какие изменения происходят в русском языке на разных его уровнях?

— Расскажите о реформах русского языка.

  — Докажите необходимость знаний по истории языка. (Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.)

III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Переходим к разделу языкознания, который вы подробно изучали в 8 и 9 классах, — к синтаксису. Синтаксис изучает строение и значение синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. С синтаксисом тесно связана пунктуация — система правил знаков препинания, помогающая устанавливать связи и отношения между синтаксическими единицами, между словами в предложении.

2. Сообщения о знаках препинания и их употреблении

(Группы представляют свои сообщения, приводят примеры. Класс обсуждает вопросы, работает над правильной интонацией, отражающей знаки препинания. Старшеклассники должны уметь передавать в устной речи паузы, которых требуют точка, запятая, точка с запятой, многоточие; воспроизводить вопросительную и восклицательную интонацию; отражать понижение интонации перед двоеточием и повышение перед тире, особые паузы, ускоренный темп речи и пониженный тон части предложения, заключённой в скобки; выделять голосом заключённую в кавычки цитату; произносить с характерной интонацией предложения с прямой речью.)

3. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания (слово учителя)

Русская пунктуация основывается на нескольких принципах.

Основной принцип — грамматический — диктует ставить знаки препинания в соответствии с грамматическим строением предложения: запятые между частями сложного предложения, между однородными членами, до и после обращений и т. д.

Смысловой принцип предписывает ставить знаки препинания, исходя из смысла предложения, когда чисто синтаксически возможны варианты.

Машина сонно шуршала по кремнистой дороге, сонно шумел ветер в радиаторе, дремали пассажиры... (К. Г. Паустовский)

Если не знать, что такое радиатор, можно поставить запятую и после слова ветер.

На нарушении этого принципа построены стихотворения- небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины,

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка,

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона,

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна,

Кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают...

      В. Чантурия

Достаточно переставить знаки препинания с концов строк в середину, и текст приобретёт смысл.

Кстати, очень удобно и эффективно тренировать пунктуационную зоркость именно на стихотворных фрагментах.

Третий принцип пунктуации — интонационный: знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией. Так, по основному правилу тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в именительном падеже.

Это правило соблюдается в стихотворении А. С. Пушкина «Моя родословная».

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

Однако интонация может подсказать другие варианты в подобных конструкциях.

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоён...

Я — изысканность русской медлительной речи...

      К. Д. Бальмонт

Эти примеры свидетельствуют о том, что русская пунктуация довольно гибкая. Пунктуация может выражать не только синтаксические связи, но и оттенки смысла, интонационные особенности речи.

В соответствии с принципами русской пунктуации знаки препинания выполняют различные функции: смысловую, интонационную, синтаксические (выделительную, разделительную).

Функции знаков разделения (точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) — обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания.

Функции знаков выделения (две запятые и два тире (когда они единые парные знаки), скобки, кавычки) — обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение обращений, вводных слов.

Особым знаком препинания является красная строка (абзац).

4. Практическое задание

  — Запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания, назовите их функции.

1) Персонажи чеховских сценок, этюдов, новелл — «маленькие люди»: мелкие чиновники, дрожащие перед начальством; гимназисты, не выучившие урок; девицы, мечтающие о замужестве.

2) «Цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас», — писал знаменитый французский философ и писатель Дени Дидро.

3)      

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

      М. Ю. Лермонтов

4)      

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

      М. Ю. Лермонтов

  — Определите, из какого произведения последняя цитата и какому герою принадлежат эти слова. (Эти слова принадлежат герою стихотворения «Бородино», полковнику.)

5)      

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

      М. Ю. Лермонтов

Комментарии

Обратим внимание на предложение 1. Если вместо точки с запятой использовать запятую, смысл может исказиться: ... «маленькие люди»: мелкие чиновники, дрожащие перед начальством, гимназисты, не выучившие урок, девицы, мечтающие о замужестве. К трём однородным членам (чиновники, гимназисты, девицы) могут прибавиться ещё три, так как причастия могут субстантивироваться, т. е. перейти в разряд существительных (дрожащие перед начальством, не выучившие урок, мечтающие о замужестве).

Примечания

1. Фразу «Определите, из какого произведения...» тоже стоит обыграть: записать и объяснить отсутствие запятой перед союзом и (однородные придаточные относятся к одному главному предложению).

2. Здесь и далее: если позволяет время, учитель может предложить выполнить упражнения из доступных учебников. На данном уроке можно предложить записать и проанализировать наиболее интересные и сложные с точки зрения пунктуации предложения (желательно выбирать предложения, в которых сразу несколько различных знаков препинания), назвать функции знаков препинания, построить схемы.

5. Обобщение. Составление таблиц

Функции знаков препинания

Разделительные знаки

Выделительные знаки

Точка

Вопросительный знак Восклицательный знак

Точка с запятой

Двоеточие

Многоточие

Абзацный отступ

Запятая (одиночный знак)

Тире (одиночный знак)

Скобки

Кавычки

Запятая (парный знак)

Тире (парный знак)

Типы знаков препинания

Знак препинания

Тип

Пример

Точка

Разделительный

Весна пришла неожиданно.

Восклицательный знак

Разделительный

Вот и каникулы!

Вопросительный знак

Разделительный

Скоро ли кончится урок?

Запятая

Разделительный

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (А. С. Пушкин)

Выделительный

Вы, дедушка, отдохните.

Тире

Разделительный

Лес рубят — щепки летят.

Выделительный

Мой приход — я заметил это - смутил его.

Скобки

Выделительный

Первым тире (черту) стал употреблять Н. М. Карамзин.

Двоеточие

Разделительный

Всё расцвело: и природа, и люди на улицах.

Кавычки

Выделительный

«Который час?» — спросил я у прохожего.

6. Пунктуационный анализ текста

(Работа в группах, затем обсуждение. Для анализа следует выбрать небольшой текст из любого учебника (физики, химии, биологии, истории и т. д.).)

Домашнее задание

  1. Дополнить таблицу «Типы знаков препинания» своими примерами.

2. Упражнения учебника.

  3. Составить задания по фонетике, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).