Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Словосочетание
Урок 3. Словосочетание. Виды синтаксической связи

Цели: закреплять знания о строении словосочетаний; совершенствовать умения выделять словосочетания в тексте, определять их грамматические значения, конструировать словосочетания; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

  — На каких принципах основывается русская пунктуация?

  — Расскажите о типах знаков препинания.

  — Каковы функции знаков препинания?

  — Какое значение имеет интонация в постановке знаков препинания?

(Далее обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по фонетике, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

  1. Беседа по вопросам, повторение

  — Что называется словосочетанием? Как образуются словосочетания? (Примерный ответ. Словосочетания — синтаксические единицы, из которых строится предложение. Словосочетания образуются в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.)

  — Что определяет вид связи? (Грамматические свойства зависимых слов.)

  Комментарии

Надо иметь в виду, что речь идёт о словосочетаниях с подчинительной связью. Словосочетания с сочинительной связью (физика и математика, хорош да пригож, чёрное или белое и т. д.) мы сейчас не рассматриваем.

  — Какие виды связи слов в словосочетании вам известны? (Согласование, управление, примыкание.)

  — Чем характеризуется согласование? Какие части речи могут выступать в качестве зависимых слов при согласовании? (Примерный ответ. При согласовании зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей? Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Значит, в качестве зависимых слов могут выступать прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)

  — Что характерно для управления? (Примерный ответ. При управлении в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного. Главное слово управляет зависимым с помощью вопросов косвенных и вопросов обстоятельств. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова.)

  — Что такое примыкание? (Это вид связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу. В качестве зависимых слов могут выступать наречие, деепричастие или начальная форма глагола.)

  — Приведите примеры всех видов связи. (Согласование: золотые слова, спелые вишни, одиннадцатый класс. Управление: праздновать победу, прийти к финишу, увлекаться спортом. Примыкание: петь хором, приехал учиться, говорить запинаясь.)

  (Примеры учащиеся записывают в тетради.)

  — Как делятся словосочетания по морфологической принадлежности? (Именные (главное слово — существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его формы), наречные (главное слово — наречие.)

  — Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? Приведите примеры. (Примерный ответ. 1) Определительное — зависимое слово отвечает на вопросы какой ? чей £ следующий день, брюки в полоску, мои друзья; 2) обстоятельственное — главное слово обозначает действие или признак, зависимое — признак этого действия или признака и отвечает на вопросы обстоятельств: гулять в парке, ездить быстро, очень строгий, сияющий от росы; 3) дополнительное — главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, на который направлено это действие или признак, и отвечает на вопросы косвенных падежей: читать повесть, удивлять зрителей, внимательный к людям.)

  (Примеры учащиеся записывают в тетради.)

  — Что такое синонимичные словосочетания? Приведите примеры. (Это словосочетания разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: украшения для ёлки — ёлочные украшения, перчатки из кожи — кожаные перчатки, герой из сказки — сказочный герой.)

  (Примеры учащиеся записывают в тетради.)

  — Чем предложение отличается от словосочетания? (Примерный ответ. Предложение — основная синтаксическая единица текста. Оно имеет грамматическую основу, служит для сообщения, вопроса, побуждения. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью, может быть восклицательным.)

Итак, подведём итоги и назовём основные признаки словосочетания.

1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так, в продолжение года не является словосочетанием, это существительное с составным производным предлогом в продолжение, а предлог — служебная часть речи.

2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, осенью и зимой — это два независимых слова, соединённых сочинительной связью, а не словосочетание с подчинительной связью.

3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. Например, утверждение верно не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

Обратим внимание на один сложный случай определения типа связи в словосочетаниях. Речь идёт о количественных числительных: все они, кроме числительного один, в именительном и винительном падежах управляют существительным (два дерева, четыре тарелки, одиннадцать рублей), т. е. способ связи в данном случае — управление, в остальных падежах — согласуются с ним (у двух деревьев, с четырьмя тарелками, об одиннадцати рублях), т. е. способ связи — согласование.

2. Практические задания

— Выпишите только словосочетания.

Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.

  — Почему не являются словосочетаниями остальные примеры? (Около дома — существительное с предлогом; кто следующий, скоро зима — предложения, состоящие только из грамматической основы; бороться и искать —однородные члены.)

  — Назовите способы связи в словосочетаниях. (Последний звонок, бегущая строка — согласование; решать задачу, подключение к сети — управление; действовать решительно, очень хорошо, читать лёжа — примыкание.)

  — Выберите словосочетания и распределите их по группам в зависимости от типа подчинительной связи; Объясните, почему остальные слова не являются словосочетаниями.

Довольно жарко, через час, разделив на группы, горячий кофе, выйти из дома, чёт или нечет, впереди лето, кресло-качалка, задание выполнено, каштановый цвет, ярко-жёлтый.

Ответ: согласование: горячий кофе, каштановый цвет; управление: выйти из дома, разделив на группы; примыкание: довольно жарко. Через час — существительное с предлогом; чёт или нечет — сочинительная связь; кресло-качалка, ярко-жёлтый — сложные слова; впереди лето, задание выполнено — грамматические основы предложения.

  — В чём особенность словосочетаний хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать? (Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения.)

  — Составьте с этими словосочетаниями предложения и выделите в них грамматическую основу.

Варианты предложений:

  — Замените словосочетание фигура птицы синонимичным словосочетанием со связью «согласование».

Фигура птицы (птичья фигура) с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста.

3. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании в те дни.

Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

Ответ: согласование.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Подготовиться к контрольной работе по теме «Словосочетание».