Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Приложения
Приложение 2. Индивидуальные задания
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните фонетический разбор слова узкой.
Я чу...ствовал что мы когда(нибудь) с ним (с Грушницким) ст...лкнёмся на узкой дороге и одному из нас (не, ни) (з, с)добровать. (М. Ю. Лермонтов)
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова забуш...вали.
Сильный ветер вн...запно загудел в выш..не деревья забуш...вали крупные капли дождя резко застучали зашлёп..ли по листьям св..ркнула молния и гроза разр...зилась. (И. С. Тургенев)
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова пешком.
Попробовал идти пешком ноги мои подкосились. (М. Ю. Лермонтов)
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните фонетический разбор слова скор..ь.
Я пр..знаюсь редко слыхивал подобный голос он был сле..ка ра..бит и зв..нел как на..треснутый он даже сначал.. о..давался чем(то) болез- не(н, нн)ым но в нём была и (не)по..дельная глубокая страсть и молодость и сила и сладость и какая(то) увл..кательно бе..конечная грус..ная скор..ь. (И. С. Тургенев)
5. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова кругом.
Я вн...мательно погл...дел кругом все лица выр..жали напр..жё(н, нн)ое ожидание. (И. С. Тургенев)
6. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Голос его (не, ни)трепетал более он дро(ж, жж)ал но той едва заметной внутре(н, нн)ей дро(ж, жж)ью страсти которая стрелой вонзается в душу слушателя и бе..пр..ста(н, нн)о крепчал твердел и ра...ширялся. (И. С. Тургенев)
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова несколько. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Молодые к..заки ехали смутно и удерж..вали слёзы так как боялись отца который со своей стороны был то(же) несколько смущён хотя старался этого (не, ни)показ..вать. (Н. В. Гоголь)
8. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните фонетический разбор слова пре...ставить. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Кто (не, ни)бывал в тайге Уссурийского края тот (не, ни)может себе пре..ставить какая это ч(а, я)щ(а, я) какие это зар..сли. (В. К. Арсеньев)
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Володя возвр..щался домой в том пр..поднятом настр..ени.. какое бывает у человека когда он знает что победил в себе слабость.
10. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова выдерж..вают. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Как(бы) крепки (не, ни)были плечи одного человека они (не, ни) выдерж..т того что выдерж..вают плечи ко(л, лл)ектива.
11. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
На заре трет..его дня ветер утих и пали над степью густые туманы засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля пот..нули в (не, ни) пр..глядной белёсой дымке курганы буераки станицы шпили колокол..н устр..млё(н, нн)ые (в)высь вершины п..рамидальных тополей. (М. А. Шолохов)
12. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова сам. лёта. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Нет такого к..рабля и нет такого сам..лёта которые могли(бы) ун..сти человека туда куда уносит его книга. (М. Ильин)
13. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните фонетический разбор слова чу..ства. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
И долго буду тем любезен я народу что чу..ства добрые я лирой пр..буждал что в мой жестокий век во(с, сс)лавил я свободу и милость к падшим пр..зывал. (А. С. Пушкин)
14. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Уже мы разл..чали почтовую станц..ю кровли окружающих её саклей и перед нами мелькали пр..ветные огоньки когда пахнул сырой холодный ветер ущелье загудело и пошёл мелкий дождь. (М. Ю. Лермонтов)
15. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова (перед) Савельичем.
Я (не, ни)мог (не, ни)пр..знат..ся в душе что поведение моё в симбирском трактире было глупо и чу..ствовал себя в..новатым перед Са- вельичем. (А. С. Пушкин)
16. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Смотрит ребёнок и наблюдает острым и пер..имчивым взглядом как и что делают взрослые чему посв..щают они утро. (И. А. Гончаров)
17. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Со..нце пряталось за холодные вершины и беловатый туман нач..нал ра..ходит..ся в д.линах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извоз..иков. (М. Ю. Лермонтов)
18. Спишите, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова двинулись.
На ра(с, сс)вете когда ра(с, сс)еялся туман мы снова двинулись в путь.
19. Спишите, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Ох лето красное любил(бы) я тебя когда(б) (не, ни)зной (не, ни)пыль да комары да мухи. (А. С. Пушкин)
20. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова (в)верх.
С утра он брал лодку и грёб дал..ко (в)верх по реке пока руки (не, ни) св..дило от усталости. (Д. А. Гранин)
21. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните словообразовательный разбор и разбор по составу слова трубный.
(От)того я пр..см..рел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (А. С. Пушкин)
22. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова ближе.
Дерсу уп..тр..блял все усилия подв..сти плот ближе к берегу дабы дать возможность мне выс..дит..ся. (В. К. Арсеньев)
23. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Если вн..мательно прочесть всё написа(н, нн)ое Пришвиным то оста- ёт..ся уб..ждение что он (не, ни)успел ра(с, сс)казать нам и сотой доли того что пр..восходно видел и знал. (К. Г. Паустовский)
24. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Уже в юношеские годы Циолковский размышлял как можно пр..од..леть силу земного протяжения и отправит..ся путешествовать в мировое пр..странство.
25. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова оз..рывшая.
Вот из(за) туч., пок..залась луна оз..рившая своим загадочным блеском все окрес..ности.
26. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Ноч..ная тишина пр..рываемая каким(то) резким птич..им криком влажный пронизывающий воздух всё это (не, ни)хорошо воздействовало на нас.
27. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните фонетический разбор слова оч..тились.
Вдруг лодка нат..лкнувшись на что(то) опр..кинулась и мы оч..тились (по)пояс в воде.
28. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова дотянут..ся. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
(Не, ни)смотря (на)то что попытка человечества «дотянут..ся» до неба построив Вавилонскую башню привела к печальным после..ствиям правит.ли держав и зо..чи.. (не, ни)пр..кр..щали созд..вать соборы и церкви высота которых пор..жает нас до сих пор.
29. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор
и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова заглушает..е.
Перекат..валось из края в край (не, ни)смолкаемое заглушавш..е ход поезда стр..котание кузнечиков. (Б. Л. Пастернак)
30. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Старик предупредил что если погода (не, ни)улу..шит..ся то о рыбалке (не, ни)чего и думать.
31. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Но к великой моей досаде Швабрин обычно сн..сходительный решительно об..явил что песня моя (не, ни)хороша. (А. С. Пушкин)
32. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова что(бы). Укажите вид придаточного предложения.
Мы разр..дили посадки что(бы) р..стения могли свободно разв..ват..ся.
33. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова что(то).
Как увид..т Иван Тихонович этот синий платочек пам..ть (не, ни) забве(н, нн)ых лет войны так и в сер..це стронет..ся что(то) и в..кипят слёзы н..(с)того н..(с)сего.
34. Спишите, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова опять. Укажите виды придаточных предложений.
И вот я опять в том городе где когда я был молодым пришла ко мне первая любовь.
35. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.
Вопросы волновавшие Тургенева в 1856 — 1858 годах предопр..делили круг проблем поставле(н, нн)ых в романе «Дворянское гнездо».
36. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Укажите вид придаточного предложения.
Кругом всего здания идёт обш..рный каме(н, нн)ый балкой или веранда где в б..мбуковых креслах лениво дремл..т хозя..ва казарм. (И. А. Гончаров)
37. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Укажите вид придаточного предложения.
Чтобы уд..лить ж..рные пятна со страницы книги надо пр..сыпав загрязнё(н, нн)ый участок молотым мелом прогладить его через белую бумагу г..рячим утюгом.
38. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова будущ..м.
«Севастопольские ра(с, сс)казы» написа(н, нн)ые Толстым по горячим следам в дни героич..ской обороны Севастополя можно считать эскиз..ми к будущ..м главам «Войны и мира».
39. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфологический разбор слова будущ..го.
Поэт воспр..нимает революц..о(н, нн)ые перемены как осущ..ствление своих пр..рочеств как долгожда(н, нн)ое начало новой истории как вопл..щение будущ..го.
40. Спишите, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Мне надо знать всё это чтобы поверить тебе и чтобы удивление перед тобою не мешало мне понять тебя. (М. Горький)
41. Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните морфемный разбор слова осв..щала.
Луна уже стояла высоко над домом и осв..щала спящ..й сад доро..ки г..оргины и розы в цветн..ке перед домом были отч..тливо видны и к..зались все одного цвета. (А. П. Чехов)
42. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Выполните фонетический разбор слова большая.
Жест..кулируя он опр..кинул рукавом соусник и на скатерт.. обр..зовалась большая лужа но кроме меня к..залось (не, ни)кто (не, ни)заметил этого. (А. П. Чехов)
43. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения. Укажите тип подчинения придаточных предложений.
Нам предст..яло раз..брат..ся в том что(же) люди с..орудили в глубинах гор и ради чего они пос..гнули на (не, ни)повторимую красоту этого уголка земли.
44. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
1) Знаешь ли ты человека, на которого ты бы хотел походить?
2) Тому, что было, уже не бывать.
3) Бегство не всегда измена, спасаться от мучителя — право любого человека. (Н. М. Карамзин)
4) Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна. (А.П. Чехов)
45. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор простого предложения.
1) Не много лиц мне память сохранила, не много слов доходит до меня, а прочее погибло невозвратно. (А. С. Пушкин)
2) Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки.
3) То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла.
4) О его учёности знали все: и мельник и солдат, и дамы, и министры. (Ю. Олеша)
46. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами.
1) Эти слова звучат как заклинание, как мольба, обращённая к милому прошлому.
2) Душа живёт как будто в прошедшем времени.
3) Внизу, как муравьи, сновали люди.
4) На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна, и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета как ризой она. (М. Ю. Лермонтов)
47. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложений с обособленными распространёнными определениями.
1) Сильный снегопад, начавшийся ещё днём, не думал прекращаться.
2) Бежит, дитя природы, студёный ключ в сады. (С. П. Щипачёв)
3) Из края в край перекатывалось, заглушавшее ход поезда, стрекотание кузнечиков.
4) Глаза детей были прикованы к сиявшей огнями ёлке.
48. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с фразеологизмом.
1) Я пришёл к вам совсем не как враг.
2) Ему всё как с гуся вода.
3) Покупается и продаётся, как товар, не труд, а рабочая сила.
4) Любовь к стране возникает путано, загадочно, как всякая любовь. (Д. А. Гранин)
49. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с фразеологизмом.
1) К работе можно приступить начиная с будущей недели.
2) Полагаясь на зрительную память, я не стал записывать адрес.
3) На другой день огонь возобновился, несмотря на стужу и метель. (А. С. Пушкин)
4) Бекки, скрепя сердце, последовала за Томом в глубь пещеры.
50. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с обособленным распространённым определением.
1) Хоть люди вы почтенные, однако, не учёные, как с вами говорить? (Н. А. Некрасов)
2) Стихи, особенно на первых порах, пишутся в состоянии сильного возбуждения.
3) Кроме старика, в этот день приходило к нам ещё двое. (А. П. Чехов)
4) Убаюканный сладкими воспоминаниями, он крепко спал.
51. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с фразеологизмом.
1) Старик проводил сына и остался один как перст.
2) Звёзды как алмазы.
3) Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста. (Ф. И. Тютчев)
4) Поэма была произнесена, как признание.
52. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с двумя рядами однородных членов.
1) Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе. (А. Н. Толстой)
2) Страх — есть самый обильный источник пороков. (К. Д. Ушинский)
3) Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
4) Русская литература XIX века — литература света человеческой души, её тяги к просветлению, гармонии.
53. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор простого предложения.
1) Шумит лес, и щебечут птицы.
2) Через два часа вулкан успокоился, и дым рассеялся.
3) По ночам подмораживало и звёзды усеивали тёмное небо. (И. А. Бунин)
4) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие на резиновой лодке.
54. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с однородными членами.
1) Не перечитывая письма, он запечатал его в конверт.
2) Не постучавшись, она решительно вошла в комнату.
3) Отгремев, закончились бои.
4) Собака сидела на задних лапах, поджав хвост и лаяла на прохожих.
55. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с тремя грамматическими основами.
1) Я шагнул к трём грибам и услышал, как хрустнуло у меня под сапогом.
2) Нужно было время, для того чтобы кое-что разглядеть и понять. (И. Г. Эренбург)
3) Я понял, что жить прошлым глупо и бесполезно.
4) Рыба-остров опустилась в глубь моря, и все кто опоздал, пошли ко дну.
56. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с обособленным приложением.
1) Извините, я не оратор.
2) Мы, писатели, должны смотреть в глаза жизни, как можно пристальнее. (А. А. Блок)
3) Она была красивая и, что ещё важнее, умная женщина. (П. А. Павленко)
4) Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. (Ф. М. Достоевский)
57. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор предложения с двумя рядами однородных членов.
1) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. (А. С. Пушкин)
2) Обильна наша земля и лесами, и реками, и степями.
3) Они так и не сказали друг другу ни слова, и только с изумлением смотрели друг на друга.
4) Давно пожелтели и осыпались листья на деревьях и кустарниках.
58. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно. Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.
1) Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя. (К. Г. Паустовский)
2) Исчезла вся красота, сияющего лазурью и золотом северного леса. (М. М. Пришвин)
3) Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.
4) Душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве.
59. Спишите. Сделайте синтаксический разбор предложений, укажите вид придаточных.
1) О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. А. Ахматова)
2) Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
С. А. Есенин
60. Спишите, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений, укажите вид придаточных.
1) Пел он старинную русскую песню слушать которую без волнения было невозможно. 2) Художник видит то чего не видят остальные.
61. Спишите, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений, укажите вид придаточных.
1) Глубокая и тихая вода лакированно блестела словно в реку вылили масло. 2) Дерево валят туда куда оно нагнулось.
62. Спишите. Сделайте синтаксический разбор и постройте схемы предложений. Определите вид придаточных. Укажите особенности глагола-сказуемого в односоставном предложении.
1) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан. 2) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.
63. Спишите. Постройте схемы предложений. Укажите вид придаточных, средства связи придаточных предложений с главными.
1) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся. 2) Скажите, когда отправляется поезд?
64. Спишите. Постройте схемы предложений. Укажите вид придаточных, средства связи придаточных предложений с главными.
1) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо.
2) Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете.
65. Укажите вид придаточных предложений в строках из стихотворений А. С. Пушкина. Определите тип подчинения придаточных во втором предложении.
1) Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
2) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
3) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
66. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений.
1) Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно. 2) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее. 3) Несмотря на то что доктора лечили его пускали кровь и давали пить лекарства он всё-таки выздоровел. (Л. Н. Толстой)
67. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений.
1) Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах. (А. П. Чехов) 2) Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу. 3) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла рыбак осторожно поднял его.
68. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений.
1) Где тонко там и рвётся. 2) Кто смел тот и съел. 3) Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы. 4) Сердце моё заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате. (А. С. Пушкин)
69. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений и тип подчинительной связи.
Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили что он столь учён потому что давно уже продал душу дьяволу.
70. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений и тип подчинительной связи.
Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
71. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений и тип подчинительной связи.
Все хотели знать как он путешествовал что видел и испытал.
72. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных предложений и тип подчинительной связи.
Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и не стесняйтесь согласиться с ними если они правы.
Задания по редактированию предложений
1. Исправьте стилистические ошибки в предложениях.
1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной.
2) Алёша спросил, что хочу ли я слушать его рассказ.
3) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
4) Огромная туча, которая медленно двигалась и постепенно покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
Ответы:
1) Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чём в них хотел рассказать.
2) Алёша спросил, хочу ли я слушать его рассказ.
3) Струи фонтана, которые искрились на солнце и били, казалось, в самое небо, освежали воздух.
4) Огромная туча, которая медленно двигалась и постепенно покрывала небо, заставила нас отказаться от прогулки.
2. Исправьте стилистические ошибки в предложениях.
1) Луга, на которых ещё не скосили сено и сохранившие чудесный аромат, расстилались кругом.
2) Дом, который заканчивали строить, выросший за несколько месяцев, скоро будет заселяться.
3) Толстой указывает, что не каждый пойдёт за высокой идеей.
4) Почему, узнав информацию, сразу возникает желание поделиться ею?
Ответы:
1) Луга, на которых ещё не скосили сено и которые сохранили чудесный аромат, расстилались кругом.
2) Дом, который заканчивают строить и который вырос за несколько месяцев, скоро будет заселяться.
3) Толстой утверждает, что не каждый пойдёт за высокой идеей.
4) Почему, узнав информацию, человек сразу хочет поделиться ею?
3. Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостаёт.
1) Николай сказал, что должен был сказать для примирения рассорившихся друзей.
2) Командир разъяснил, что должны были сделать бойцы.
3) Я знал, что брат придёт завтра.
4) Я никак не мог решиться сказать матери то, что задумал уехать.
Ответы:
1) Николай сказал то, что должен был сказать для примирения рассорившихся друзей.
4) Я никак не мог решиться сказать матери, что задумал уехать.
4. Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостаёт.
1) Она поняла то, что за человек он был.
2) Лектор говорил, что всем было известно.
3) Читая первые главы «Евгения Онегина», мы узнаём то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».
4) Некоторые утверждают то, что мысли можно читать на расстоянии.
Ответы:
1) Она поняла, что за человек он был.
2) Лектор говорил то, что всем было известно.
3) Читая первые главы «Евгения Онегина», мы узнаём, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».
4) Некоторые утверждают, что мысли можно читать на расстоянии.
5. Найдите речевые ошибки и исправьте предложения.
1) Чехов писал, что «я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова».
2) Обломов, обречён на постоянную праздность, ничего не делал.
3) Читая рассказы Татьяны Толстой, мне вспоминались сказки, представлялись чудесные картины.
4) Чичиков подъехал к дому Собакевича, который отличался завидной крепостью.
Ответы:
1) Чехов писал: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова». Или: Чехов писал, что «не знает языка лучше, чем у Лермонтова».
2) Обломов, обречённый на постоянную праздность, ничего не делал.
3) Читая рассказы Татьяны Толстой, я вспоминал сказки, представлял чудесные картины. Или: Когда я читал рассказы Татьяны Толстой, мне вспоминались сказки, представлялись чудесные картины.
4) Чичиков подъехал к дому, который отличался завидной крепостью. Это был дом Собакевича.
6. Найдите речевые ошибки и исправьте предложения.
1) Когда Плюшкин представился Чичикову, он даже опешил.
2) Неужели найдутся те, кто не читали Пушкина?
3) В этом произведении автор затрагивает актуальные проблемы, коснулся важнейших вопросов современности.
4) Катерина поделилась о своих переживаниях с Варварой.
Ответы:
1) Когда Плюшкин представился Чичикову, тот даже опешил.
2) Неужели найдутся те, кто не читал Пушкина?
3) В этом произведении автор затрагивает актуальные проблемы, касается важнейших вопросов современности. Или: В этом произведении автор затронул актуальные проблемы, коснулся важнейших вопросов современности.
4) Катерина поделилась своими переживаниями с Варварой. Или: Катерина рассказала о своих переживаниях Варваре.
7. Найдите речевые ошибки и исправьте предложения.
1) После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получившим образования, стремившимся к праздности.
2) В центре романа — герой, который противостоит и вступает в конфликт с обществом.
3) Есенин не только добивается мелодичного звучания стиха, но и необычайной выразительности.
4) Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о родине, о воле.
Ответы:
1) После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования, стремившихся к праздности.
2) В центре романа — герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.
3) Есенин добивается не только мелодичного звучания, но и необычайной выразительности стиха.
4) Живя в монастыре, Мцыри мечтал о родине, о воле. Или: Когда Мцыри жил в монастыре, его преследовали мечты о родине, о воле.