Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Приложения
Приложение 3. Диктанты

Связные тексты

Лев Толстой — наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать, — одна из самых замечательных книг нашего времени. Дух эпоса веет в этом обширном произведении, где мастерски обрисован общественный и частный быт России в первые годы нашего века. Целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами (рассказ начинается незадолго до Аустерлицкого сражения и доходит до сражения при Москве), целый мир, множество типов, схваченных живьём, из всех кругов общества, развёртываются перед читателем. Способ, каким граф Толстой обрабатывает свой предмет, столь же своеобразен, как и нов; это — не метод Вальтера Скотта и, само собою разумеется, также не метод Александра Дюма. Граф Толстой — русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и причудливость некоторых оценок, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа, вообще о русской жизни, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего изменить; здесь есть исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки; это — непреходящее... Это — великое произведение великого писателя, — и это подлинная Россия. (193 слова)

И. С. Тургенев

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

2. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании быт России (второе предложение).

3. Подберите и запишите синтаксический синоним словосочетания дух эпоса (второе предложение).

Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек, хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», озарением человека мыслью и чувством.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. (210 слов)

К. Г. Паустовский

  Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

Седьмой абзац

Предложение, составляющее прямую речь (последний абзац)

2. Определите типы придаточных предложений и способы подчинения.

Третий абзац

Последнее предложение

Центральная улица богатого посёлка была террасно застроена виллами, как обычно в гористой местности: слева дома возвышались в два, а то и три этажа, справа над оградами едва виднелись крыши вилл, уходящих под гору ещё двумя этажами. И справа и слева поверх заборов вздымались колючие лапти кактусов и пышными лианами свешивались бугенвиллеи разных оттенков розово-красного, жёлтого, лилового. От этих цветных пятен, от черепичных крыш под синим вздыбленным, со сметанными островками небом глазу становилось безотчётно весело.

Чем выше, тем улица виляла всё кудрявей. Совершила два плавных пируэта, образованных новыми виллами — из тёмно-розового и жёлтого иерусалимского камня, — вывела на прямой участок дороги и минуты полторы тянулась всё вверх и вверх, вдоль самой кромки обрыва; наконец, нырнула вправо, где споткнулась и разлеглась небольшим грунтовым пятачком перед деревянным, крашенным тёмной охрой забором, за которым, казалось, не было ничего, кроме ущелья. (135слов)

Д. И. Рубина

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

2. Определите вид последнего предложения первого абзаца.

Путешествовали мы налегке, взяв с собой только то, что считали жизненно необходимым. Когда на таможне мы открыли для досмотра свой багаж, содержимое чемоданов со всей наглядностью продемонстрировало характер и интересы каждого из нас. Багаж Марго, например, состоял из вороха прозрачной одежды, трёх книге советами, как сохранить стройную фигуру, и целой батареи флаконов с какой-то жидкостью от прыщей. В чемодане Лесли оказалось два свитера и пара трусов, куда были завёрнуты два револьвера, духовой пистолет, книжка под названием «Будь сам себе оружейным мастером» и большая бутыль смазочного масла, которая подтекала. Ларри вёз с собой два сундука книг и чемоданчик с одеждой. Мамин багаж был разумно поделён между одеждой и книгами по кулинарии и садоводству. Я взял с собой в путешествие только то, что могло скрасить длинную, скучную дорогу: четыре книги по зоологии, сачок для бабочек, собаку и банку из-под варенья, набитую гусеницами, которые в любой момент могли превратиться в куколок. (149 слов)

Дж. Даррелл

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

2. Подберите и запишите синтаксический синоним словосочетания книгами по кулинарии (предпоследнее предложение).

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» пылко утверждал преимущества живописи перед поэзией, во-первых, потому, что она служит глазу, то есть зрению, по словам Леонардо, более благородному чувству, во-вторых, потому, что представляет чувству творения природы с большей истинностью и достоверностью, чем слова и буквы...

Лессинг в «Лаокооне», наоборот, отдавал преимущество поэзии перед живописью и скульптурой, считая её искусством более широких возможностей.

А что же сама поэзия?

Ещё со времён Гомера она не пренебрегала искусством изображения — не кистью или резцом, а именно словом, рассчитывая на естественную способность человека представлять зрительный образ. И если не включаться в вечный и никогда не разрешимый спор, какое из искусств лучше, а попытаться выяснить, как особенности и преимущества одного вида искусства используются другим, то в этом случае нам придётся признать право поэзии живописать словом...

Движение, ритм, действие, развивающееся во времени, — вот что подвластно пластике в поэзии, этим она отличается от живописи и скульптуры, способных запечатлеть лишь один момент, но не способных передать движение времени. (159 слов)

А. В. Михайлов

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1. Сделайте фонетический разбор слова.

Живопись

Чувство

2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова.

Попытаться

Развивающееся

3. Сделайте морфологический разбор слова.

Изображения (первое предложение четвёртого абзаца)

Используются (второе предложение четвёртого абзаца)

4. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Второе предложение четвёртого абзаца

Последнее предложение

Словарные диктанты

1. Аккомпанировать скрипачу, произвести эффект, идеологические противники, прервать трансляцию, пессимистическое мировоззрение, превысить рекорд, пригласить в гостиную, привести к общему знаменателю, комментарий специалиста, воинский эшелон, привилегированное общество, прогрессивные взгляды, колоссальный успех, под аккомпанемент гитары, смотришь в будущее с оптимизмом.

2. Гипотеза, колледж, достоинство, фатализм, привилегированный, философский, прославлять, чествовать, гуманность, цивилизация, бескорыстный, субъективный, интеллектуальный, идеализм, мировоззрение, преобразование, тоталитарный, цинизм, дилетант, материализм, дипломатия, безвозмездный, благоденствие, девальвация, приоритет общечеловеческих ценностей, полемизировать.

3. Долина, продвигаться, привлекать, припадать, лебединый, ощипать, преподавать, роптать, грошовый, возить, увязать, присягать, удивление, улетать, привлекательный, неопределённый, предзнаменование, облегчение, облокачиваться, пренебрежение, впечатление, обнажить, поглотить, наслаждение, позволять, скрипеть, трясина, усмирять, черстветь.

4. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Не за кого; неистовствовать; не мог; не должен; ненавидящий; неувядаемый; совершенно не продуманное мной сочинение; крайне необдуманный поступок; это совсем непонятно; недорогое, но хорошее; никуда не спеша; неровный ряд; не глядя по сторонам; нетрудное задание; несмотря на условности; очень некрасивый; невзирая на чины и звания; ни к чему не годный; неподалёку; не замешанный в преступлении; далеко не глупый; никак невозможно; не прав; недаром; некстати; недовыполнить; не доедет; далеко не приятель; не защищён; незваный гость; нежданная радость; не то снег, не то дождь.

5. Правописание наречий.

Бок о бок, на память, до востребования, без толку, в охапку, в придачу, вничью, вполголоса, вперегонки, врукопашную, вперемешку, волей- неволей, крест-накрест, поодиночке, попусту, посередине, точь-в-точь, снизу доверху, чересчур, досуха, заново, исстари, дотемна, ошибка налицо, исподволь, невмоготу, наотмашь, замуж, навзничь, сплошь, идти навстречу, находиться ввиду, подняться ввысь, раздаться вширь.

6. Правописание союзов, производных предлогов, союзов, частиц.

Во что бы то ни стало; он здесь ни при чём; по тому делу; как будто; что бы вы сделали, чтобы ответить; говорить насчёт встречи; сказать в заключение; иметь в виду; наподобие куба; невзирая на опасность; в течение часа; положить на счёт в банке; на встречу с друзьями; узнать впоследствии; несмотря ни на что; не смотря под ноги; вопреки воле матери; за исключением кого-либо; кое-какие покупки; как бы то ни было; так же ответственен; он тоже мой однокурсник; пришёл-таки к тебе; по тому берегу; несмотря на возраст; вопреки ограничениям; сделать в течение

недели; вроде глубокой траншеи; шагнуть навстречу опасности; помимо школы; узор вроде снежинки; вместо ответа; сверх нормы; всё-таки съездил; тоже любишь поговорить; что бы написать в письме.

7. Глагол и его формы.

Стелющееся растение, почуявший беду, незыблемая истина, клеит конверты, белеющие берёзы, мучимый ненавистью, щебечущая птица, выкаченная бочка, обвешанный цветами, пенящееся молоко, ненавидящий взгляд, независимая комиссия, колющиеся предметы, ищешь истины, расскажите друзьям, бегущие волны, расклёшенные брюки, идущие навстречу, мыслящий логично, задумаешься о многом, гонимый ветром, смотрящий вдаль, не верящий ни во что, мучит обида, нежно лелеемый, дышащий в спину, стелется ковыль, держащий дистанцию, неприемлемое решение, палящее солнце, выкачанный мёд, подгоняемый ветром, засеянное поле, реявший флаг, засушенные пучки трав, поддержишь решение, не замечаете меня, недоумевающий взгляд, рокочущий мотор, бреющийся ежедневно, ведомый тобою.