Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Моделирование ситуации общения. Продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений
Задачи урока: моделировать ситуацию общения, в которой нужно рассказать о своих друзьях, о том, чем они увлекаются; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений; закрепить умение задавать вопросы к словам; отработать правило написания сочетаний ча — ща, чу — щу и порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений (термин «многозначные слова» не употребляется). Моделирует ситуацию речевого общения, в которой нужно рассказать об увлечении друзей. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Значения слов ученики читают самостоятельно и указывают, какое из значений слова морж использовано в тексте. Затем дети должны рассказать о своих друзьях, о том, чем они увлекаются. Если ученики не могут начать рассказ, учитель может первым рассказать о ком-то из своих близких или знакомых, об их увлечениях, чтобы ученики имели возможность опереться на речевой образец.
Упражнение 2 (речь) — продолжение знакомства с текстами, в которых говорится о настоящей дружбе; обучение умению интерпретировать и обобщать информацию (соотносить смысл текста с пословицей, в которой тот же смысл выражен сжато, в неявном виде). Выполняется фронтально. Рекомендуется снова обратиться к текстам о дружбе из предыдущих уроков. Ученики должны проанализировать как саму ситуацию — настоящий друг может сказать горькую правду, — так и пословицу. Учитель должен продемонстрировать ученикам, что одна и та же мысль (о настоящем друге и настоящей дружбе) может быть выражена в разной форме: в форме стихотворения, в форме пословицы, в форме рассказа и т. д.
Упражнения 3 и 4 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам, повторение правила написания заглавной буквы. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Упражнение 5 (язык) — отработка правописания сочетаний ча — ща, чу — щу и порядка действий при списывании. Выполняется полностью или частично в зависимости от темпа работы учащихся.
Ваш комментарий к уроку