Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Урок 4. Роль слова в общении
Целевые установки урока: углублять представления детей о даре слова как средстве общения; развивать умения внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему; воспитывать ценностное отношение к слову; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; участвовать в диалоге; выслушивать собеседника; высказывать своё мнение; давать характеристику ситуации общения.
Ход урока
I. Объяснение смысла пословицы Пишут не пером, а умом (т. е. думая над тем, что и как пишут). Учитель предлагает «с умом» восстановить запись уже известной
пословицы: пером, что, не, вырубишь, написано, топором. Используется комментированное письмо.
II. Постановка проблемы урока. Дети читают в учебнике название темы урока: «Роль слова в общении». Учитель предлагает учащимся самим объяснить, почему общение людей невозможно без слов. Проводится обмен мнениями.
III. Формирование первичного представления учащихся о словах, дорогих для каждого человека.
Содержание текстов и заданий (упр. 19, 20) посвящено самому дорогому для детей человеку — маме и призвано перенести любовь к матери на ценностное отношение к соответствующему слову. По заголовку «Кто лучше всех», до чтения текста Л. Н. Толстого, следует направить детей на прогнозирование его содержания: «Как вы думаете, какой ответ ждёт вас в тексте? Возможно, это кто-то из людей?» В процессе выразительного чтения текста (не исключая чтения по ролям) дети проверяют своё предположение, устно и письменно отвечают на вопрос: «Кто лучше всех?» (Моя мама лучше всех.) Каллиграфическому письму придаётся нравственная мотивировка. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля должно не только выявить эмоциональные оттенки второго, третьего слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), но и побудить учащихся к их более частому употреблению.
Чтение стихотворения В. Лунина (упр. 21) поможет учащимся словами автора выразить своё отношение к матери и подготовиться к выполнению упражнения 22. Желательно начать выполнение упражнения в классе (рассказы о маме, устное завершение предложений), а закончить его дома (нарисовать портрет своей мамы и, дописав предложения, сделать подпись к портрету).
IV. Расширение лексического запаса слов (упр. 23, 24). Выполнение задания к упражнению 23 (его можно выполнить и устно) сопровождается толкованием выражения дорогие и близкие слова (т. е. слова, которыми мы называем то, что нам дорого и близко):
— Почему слово папа тоже дорогое? Какие ещё слова вы можете назвать для себя дорогими? (Бабушка, дедушка, брат и т. д.)
— А только ли названия близких нам людей мы относим к дорогим словам? Какое слово ещё стоит в этом ряду? (Родина.) Как вы понимаете значение слова Родина? Почему оно написано с большой буквы? (Это наша родная страна Россия, в которой мы родились и живём.)
Упражнение 25 расширяет представления о дорогих для каждого россиянина словах.
V. На обогащение словаря учащихся, развитие их связной речи направлено упражнение 26. Учитель может дополнить задания учебника для создания коммуникативно-речевой ситуации. Он предлагает рассмотреть рисунок Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного) и подготовить ответы на предложенные вопросы:
— Как назвать женщину, которая рассказывает детям о соборе? (Экскурсовод.)
— Может ли она вести разговор, если плохо знает названия предметов, которые её окружают?
— А вы знаете, как ещё можно называть собор? (Храм.) Как называется самая верхняя часть соборных башен? (Купол.) Чем увенчан купол? (Крестом.)
— Предлагаю и вам выступить в роли экскурсовода, рассказать о храме Василия Блаженного. Где он находится? Какой он?
VI. Работа над словарными словами Москва, столица (упр. 27). Учитель привлекает внимание детей к словарным словам, просит объяснить их значение.
— Почему слово Москва надо писать с большой (прописной) буквы? (Москва — название города.)
Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 10 — 12 (с. 8).