Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Урок 5. Слово и его значение
Целевые установки урока: закреплять представления детей о языке как средстве отражения действительности, о слове как двусторонней языковой единице; воспитывать ценностное отношение к слову; расширять, уточнять словарный запас учащихся; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет; подбирать к одному предмету несколько слов, по-разному характеризующих его; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).
Ход урока
I. Сведения о языке, которые предлагаются в учебнике, должны на элементарном уровне дать представление о языке как средстве отражения действительности и подчеркнуть знаковую сущность слова. Учителю следует объяснить учащимся каждую мысль, прибегая к выборочному чтению.
— Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Прочитайте, как об этом говорится в тексте. («В языке бессмысленных слов нет...»)
— Можно ли словом назвать бессмысленный набор звуков? С чем слово сравнивается в тексте? (Со «звуковым портретом».) Звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества.
II. Сравнение слов по звучанию и значению (упр. 28). Следует обратить внимание детей на необходимость чёткого произношения звуков в словах: пропуск, замена, перестановка звуков в слове могут привести к появлению другого слова.
III. Языковые игры (упр. 29).
Задача 1-й игры: конкретизировать сделанный вывод («Посмотрим, кто же из вас лучше знает родной язык!») и вместе с тем учить точному называнию предметов.
Задача 2-й игры: учить не только называть словами предметы, но и подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств и свойств.
IV. Закрепление представлений о значении слова и его форме (упр. 30, 31).
V. Минутка чистописания: Р, р. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.
VI. Сравнение слова с орешком (упр. 32) призвано через образные ассоциации закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице: у слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и её нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч» и т. п. Запись пословицы в тетрадь.
VII. Чтение текста (упр. 33).
Рекомендации для занятий дома: подумать над содержанием стихотворных строк (упр. 33).
Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 5 (с. 9, 10).