Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Урок 13. Слова, противоположные по значению

Целевые установки урока: углублять представления детей о словах, противоположных по значению; осмысливать роль и значение антонимов в речи, сравнивать, обогащать речь детей словами — нравственными характеристиками.

Ход урока

I. Творческая переменка (упр. 64) как продолжение проверки домашнего задания.

Творческая переменка позволяет решать целый ряд задач. Исправляя неточности, которые допустил Ваня, заполняя в библиотеке читательскую заявку на книги, учащиеся прежде всего обнаруживают свою читательскую культуру: знают ли они сами правильные названия этих книг.

Наряду с этим первоклассники развивают умение подбирать слова, близкие по значению, и соотносить их по смысловым, эмоциональным, стилистическим оттенкам. Не менее важно, что учащиеся на примере мастеров искусства слова учатся творческому обращению со словом.

— Почему Г.-X. Андерсен назвал своё произведение «Гадкий утёнок»? Он мог дать название сказке «Некрасивый утёнок». (В слове гадкий выражается злое, презрительное отношение. Именно так относились к бедной птице все окружающие.)

— Почему С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово аленький, а не красненький? (Алый значит «ярко-красный, горящий огнём, освещающий всё вокруг». Слово аленький больше подходит для волшебного цветка.)

II. Запись уточнённых названий произведений с каллиграфическим заданием. (Правильное написание букв А, а.)

III. Работа над словами с противоположным значением.

Знакомство со словарём антонимов, т. е. со словарём слов с противоположным значением, анализ антонимических пар, запись пословиц (см.: Словарь М. Р. Львова.)

В упражнении 62 лексический анализ слов белый, чёрный следует связать с понятиями «добро» и «зло».

— Издавна народ наделял чёрный цвет и само слово чёрный значением плохой, связывал с понятием зла. Слышали ли вы такие выражения: задумал чёрное дело, возникли чёрные мысли, настал чёрный день? Как вы их понимаете?

Наоборот, белый цвет означал чистоту, красоту, доброту. Какие девушки в сказках обычно сравнивались с белыми лебёдушками? (Красивые, добрые, хорошие.)

Подбор антонимов (упр. 63). Завершение предложения:

Я хочу быть (каким?) ...