Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Уроки 14 - 15. Группы слов
Целевые установки уроков: учить детей различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи; составлять группы слов объединённых общим признаком; составлять тематические словарики; подбирать слова по темам, позволяющим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст, его облик, качества и черты характера).
Ход урока
I. Классификация слов по группам. Работа с учебником. Чтение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Постановка учебной задачи.
Подбор ключей как решение задачи. Учащиеся читают подсказку, подбирают ключ к каждому слову: например, к слову заяц можно поставить вопрос кто?, а к слову зелёный — вопрос какой?
Постепенно все слова записываются в три столбика.
II. Упражнения на классификацию (упр. 66). Начальное знакомство с грамматическим значением предметности предполагает использование только конкретных по значению существительных, поэтому следует ограничиться нахождением в тексте слов мячи, ракетки, букеты.
— Какие же предметы бросает в воздух жонглёр? Запишите их названия.
Задания упражнения 67 можно сначала выполнить устно (найти названия признаков предметов), а затем уже перейти к письму по памяти.
Грамматическое задание в упражнении 68 сочетается с лексическим: сначала дети устно находят слова — названия действий предметов, а потом записывают их парами, противопоставляя по значению: ссорились — мирились, спорили — подружились.
— С кем из ребят приятно общаться: с тем, кто ссорится и обижает детей, или с тем, кто умеет дружить и с кем интересно играть?
III. Словесное творчество русских поэтов (упр. 69). Работа со словом в художественном тексте. После чтения стихов К. Бальмонта и А. Майкова учащиеся находят слова — названия признаков предметов, записывают их.
(Что?) снежинка.
Снежинка (какая?) пушистая, белая, чистая, смелая.
(Что?) подснежник.
Подснежник (какой?) голубенький, чистый.
— Сравните слова — названия признаков предметов. Одинаковый ли смысл вкладывается в словосочетания чистая снежинка и чистый подснежник?
— Обратите внимание, что словами смелый, смелая обычно характеризуется человек, а в стихотворении говорится о снежинке так же, как о человеке. Почему? (Поэт словно оживляет снежинку, говорит о ней как о живом существе.)
— Почему снежинка смелая? (Не боится, что растает.) Совместная работа учащихся и учителя.
— А можно ли описать цветок, используя слова всех трёх групп?
(Что?) роза.
Роза (какая?) красная, душистая, нежная, гордая.
Роза (что делает?) цветёт, пахнет, благоухает, красуется, распускается.