Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Урок 16. Узелки на память. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Целевые установки урока: развивать умения ставить вопросы кто? или что? к словам, обозначающим предметы, различать слова — названия одушевлённых и неодушевлённых предметов (без использования терминов); раскрывать грамматическое значение предметности за счёт слов, обозначающих явления природы.

Ход урока

I. Различение слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы.

— Догадайтесь, почему одна группа слов требует постановки вопроса кто?, а другая — что? (Вывод дети могут прочитать в учебнике: вопрос кто? ставится к словам — названиям людей и животных, а вопрос что? — к словам — названиям других предметов.)

II. Работа в парах (упр. 70). Дети записывают слова, отвечающие на вопрос кто?, в один столбик, а слова, отвечающие на вопрос что?, в другой столбик.

— Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно записать слова? (Жи — ши пиши с и.)

III. Словесная разминка: игра «Составь пару» (упр. 72). Учитель читает слово (горка), а дети, соревнуясь в скорости, подбирают подходящее по смыслу название признака.

IV. Каллиграфическая минутка: «Белая берёза».

V. Работа над отрывком из сказки «Кот, петух и лиса» (упр. 73).

Предварительно учитель читает с детьми текст, затем проводит беседу.

— Знакома ли вам эта сказка? Какие слова, выражения подсказывают, что это сказка? (Жили-были, Петя-петушок.)

Кто является действующими лицами в сказке? (Кот, петух, лиса.)

— На какой вопрос отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопрос кто?)

— Знаете ли вы продолжение сказки?

Учащимся предлагается первое предложение сказки для контрольного списывания.

Рекомендации для занятий дома: упр. 71.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 3 (с. 19, 20).