Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Урок 17. Из старинных учебников

Целевые установки урока: познакомить детей с учебниками, по которым учились их прабабушки и прадедушки; развивать мышление школьников посредством логических упражнений на группировку (классификацию) слов на основе определения значения слова (тематическая классификация), на основе первоначальных представлений о словах как грамматических разрядах, определяемых с помощью вопросов кто? что? какой? какая? что делает?; обогащать, уточнять словарный запас детей.

Ход урока

I. Знакомство со старинными учебниками. Постановка задачи урока Совёнком. Если нет возможности продемонстрировать учебник К. Д. Ушинского, то следует работать с предлагаемыми в данном учебнике страницами.

Задание на классификацию (упр. 74) сначала выполняется устно: каждая группа слов поочерёдно дополняется словами для справок. Обращается внимание на ударение в слове щавель. Для записи предпочтительнее группа слов «Птицы», так как она включает словарные слова.

Выполненное задание можно усложнить с помощью таких вопросов:

— Каким одним словом можно было бы объединить все написанные вами слова? (Словом предметы.)

На какие вопросы отвечают слова? (кто? что?) Упражнение 75 выполняется устно.

Каллиграфическую запись загадки учитель предлагает сделать дома. В классе записываются предложения-отгадки (упр. 76).

II. Творческая переменка: восстановление текста загадки.

— Определите, к каким группам слов относятся слова, которые нужно вставить. (Слова, которые отвечают на вопросы какая? какой?, — это слова — названия признаков предметов, а слова, которые отвечают на вопрос что делать?, — это слова — названия действий предметов.)

— Вставьте в текст загадки подходящие по смыслу слова. Прочитайте загадку выразительно. Отгадайте её. (Подснежник.)

Работа в паре (упр. 78) по составлению загадок может быть вынесена на коллективное обсуждение в классе.

Упражнение 79 выполняется при наличии времени (является резервным).

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 4 — 6 (с. 20, 21).