Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Урок 36. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу

Целевые установки урока: закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи — ши с буквой и, ча — ща с буквой а, чу — щу с буквой у.

Ход урока

I. Введение в тему (упр. 173).

Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Характеристика согласных звуков [ж], [ш], [ч'], [щ'] как шипящих.

Повторение правил правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу. (Красочно оформить правила о правописании буквосочетаний с шипящими согласными в тетради или на отдельном листе можно на уроках изобразительного искусства, трудового обучения.)

II. Правописание слов с шипящими согласными.

III. Минутка чистописания. Запись пословицы Пиши, да не спеши, заглавных букв Г, П, Т.

Коллективное составление цепочек слов (упр. 174). Обращается внимание на тематику слов: названия птиц и зверей (чижи, ежи...); названия цветов, кустарников, трав (ландыши...).

Устное изменение слов в форме единственного числа на слова в форме множественного числа (упр. 175). Предупреждение речевой ошибки: следует говорить уши, а не ухи. Письменная работа предлагается на дом (по желанию, как тренировка в письме). Начало упражнения можно выполнить в классе: записываются слова в форме множественного числа.

IV. Игровые тренировочные упражнения (упр. 176, 177).

Перед тем как записать название сказки «По щучьему веленью», можно предложить учащимся загадать про себя желание («хорошо учиться»), а условием его исполнения поставить правильное списывание «волшебных» слов.

Чтение и заучивание речёвок (упр. 177) проводится хором. После этого учитель предлагает закрыть учебник и написать по два заученных примера с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу. Осуществляется взаимопроверка выполненного задания.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1, 2 (с. 49).