Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Урок 2. В мире общения
Целевые установки урока: способствовать осознанию учащимися цели речевого общения — достижения взаимопонимания; дать представление о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как родному, как языку своей Родины; раскрыть учащимся умение общаться как умение говорить и слушать, читать и писать; повышать культуру речевого общения; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; оценивать результаты деятельности на уроке.
Ход урока
I. Обсуждение рассказов учащихся. Учитель, выслушивая рассказы детей о том, с кем они любят общаться, выясняет для себя, вошли ли в круг желанных собеседников наряду с родителями учащихся и их одноклассники. Важно побудить школьников дать объяснение, чем привлекательно для них общение с названными людьми (познавательной значимостью, эмоциональным контактом и т. д.):
— Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) интересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбодрить, дать совет?
II. Формирование представлений о языке как средстве общения (упр. 8). Опираясь на поставленные вопросы, учащиеся описывают ситуации, изображённые на рисунках. Учитель создаёт атмосферу внимательного слушания, побуждает детей делать дополнения, уточнения к рассказу. (Рис. 1. Российские дети встретились у книжного магазина. Они обсуждают книжные новинки. Один из друзей уже читает купленную книгу. Рис. 2. Российские туристы приехали в Японию. Они просят японцев подсказать дорогу, но те плохо понимают россиян.)
— Как вы определили, что во втором случае дети общаются с трудом? (По жестам, позам, мимике детей.) Почему же между российскими и японскими детьми нет понимания? (Потому что в каждой стране говорят, читают и пишут на своём языке: россияне — на русском, японцы — на японском; для общения дети используют русско- японский разговорник.)
III. Сведения о существовании разных языков (упр. 9) учителю следует дополнить пояснением о том, что русский язык является государственным языком России, средством межнационального общения народов нашей страны. Вместе с тем у представителя любого народа есть свой язык, который он усвоил с рождения, узнал от своих родителей.
IV. Задание упражнения 10 способствует осознанию детьми своего родного языка.
V. Чтение стихотворных строчек С. Михалкова и предложений (упр. 11). После того как учащиеся определят свой родной язык (а он может оказаться не только русским), учитель предлагает детям задуматься над словами поэта С. Михалкова.
— От имени кого произносит поэт слово мы? (От имени всех русских людей.)
— Когда мы «вольно дышим», т. е. чувствуем себя легко, свободно? Какая же речь для нас, русских людей, родная? Прочитайте строки стихотворения.
Последующее чтение предложений (Мы живём в России. Русский язык — язык русского народа. Русский язык— язык общения всех народов России) расширит представления учащихся, поможет им осознать, что Россия — это Родина, а русский язык — родной язык не только для русского народа, но и для всех людей, живущих в России. Могут быть заданы дополнительные вопросы, призванные заложить ценностное отношение к русскому языку:
— Какая страна является для нас родной? (Россия.) Значит, Россия — это наша Родина. Для какого народа русский язык родной? (Для русского народа.) А каким же русский язык является для других народов, живущих в России? (Он является языком их Родины — страны, где они живут и где русский язык помогает всем людям общаться между собой.) Поэтому русский язык надо ценить, изучать.
Целесообразно поставить мотивированную каллиграфическую задачу:
— Постарайтесь написать предложения о русском языке особенно красиво. Для разминки напишите буквы М, м (проводится графический анализ букв, их прописывание).
— Чтобы не допустить ошибок при списывании предложений, обратите внимание на «трудные места» (заглавные буквы, слог жи, удвоенные согласные и др.).
VI. Работа со словарными словами Россия, русский (упр. 12). Запись слов в индивидуальные словарики с орфографическим проговариванием, подчёркиванием «трудных мест». Объяснение назначения индивидуальных словариков (для повторения и проверки правописания словарных слов).
VII. Разграничение умений в устном и письменном общении, в развитии представлений о речевой культуре. Этому этапу урока можно придать форму учебной дискуссии (упр. 14). Сначала через содержание предложений уточняются понятия устного общения (слушаю, говорю) и письменного (читаю, пишу).
Учитель предлагает учащимся не просто ответить на вопрос, что труднее, а высказать мнение и доказать свою точку зрения; подсказывает выражения для начала дискуссии («Я считаю, что...»), её продолжения («Я не согласен...»). Учитель не оспаривает мнений детей, а лишь направляет дискуссию и в конце её делает обобщение: «Умение общаться свидетельствует о культуре человека». Объяснение пословиц (упр. 13) связывается с проведённой дискуссией, а запись второй пословицы — с необходимостью запомнить это правило общения.
Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание пословицы Из пословицы слова не выкинешь, объяснение её смысла, повторение изученных пословиц.
Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 4 — 6 (с. 5, 6).