Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Урок 1. В мире общения
Целевые установки урока: познакомить детей с новым учебником «Русский язык»; обобщить первые представления детей о мире общения, уточнить смысл понятия «общение»; расширить представления учащихся о целях речевого общения; обратить внимание учащихся на словесные и несловесные средства общения; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины «слушание», «говорение», «чтение», «письмо»; оценить результаты деятельности на уроке.
Ход урока
I. Введение в учебный предмет «Русский язык» и знакомство с учебником. В начале урока учитель проводит с детьми небольшую беседу об учебном предмете «Русский язык» и учебнике: выясняет, как дети понимают название предмета, что они будут изучать на уроках русского языка (будут изучать свой родной русский язык, на котором они говорят, пишут, читают, т.е. общаются между собой).
Работа в парах. Дети рассматривают учебник, обмениваются мнениями об учебнике (его оформлении, интересных страницах, рисунках, оглавлении, оформлении каждого урока). После этого проводится коллективный обмен мнениями.
Продолжение работы с учебником. Учитель зачитывает обращение авторов учебника к детям, привлекает внимание к имени знатока русского языка Ивана Самоварова, который будет помогать детям узнавать тайны родного языка.
II. Изучение темы «В мире общения». Актуализация представлений, имеющихся у детей.
— Прочитайте название первой учебной темы. Как вы её понимаете?
После выслушивания мнений учащихся учитель должен обобщить сказанное:
— Человек живёт не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, работает, играет. Свой мир люди наполнили сделанными вещами, придуманными изобретениями (книгами, игрушками, компьютерами), которые делают жизнь удобнее, веселее, интереснее.
Людей окружает мир природы: растения, животные.
С этим разнообразным миром людей, природы и вещей надо уметь общаться.
Выражение «мир общения» следует понимать как жизнь сообща, вместе. А чтобы жить сообща, нужно уметь общаться между собой, понимать друг друга.
— Что помогает человеку общаться с другими людьми? (Язык слов, жестов, мимика.)
Рассматривание рисунка (упр. 1) сопровождается составлением диалогов детей с учителем и друг с другом.
Делается следующее обобщение: «Общение с учителем и одноклассниками помогает успешно учиться. В классе обучение начинается с приветствия друг друга, которое создаёт хорошее настроение, способствует дружной совместной работе».
Запись учениками своего полного имени, а также имени и отчества своих родителей (упр. 2). Повторение правила о написании прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей.
Расширение представлений учащихся о культуре общения (упр. 3, 4, 5). Подчёркивается важность умения слышать друг друга. Уточняется, что общение со своими близкими, друзьями нередко происходит без слов: достаточно ласкового взгляда, доброжелательного кивка головы, нежного объятия. Привлекается внимание к словам вежливости «пожалуйста», «спасибо».
III. Минутка чистописания. Отработка написания букв Л, л. Каллиграфическая запись предложения «Ласковое слово и кошке любо».
IV. Анализ коммуникативно-речевых ситуаций (упр. 6, 7). Привлекается внимание к роли и значению жестов в общении. Формулируются правила общения на уроке.
Рекомендации для занятий дома: подготовить рассказ о своём любимом собеседнике.
Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 3 (с. 4, 5).