Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Планируемые результаты обучения русскому языку в 1 классе
Предметные результаты
Лексика
Учащийся научится:
• различать слово и предложение, слово и слог;
• определять слово как двустороннюю единицу языка (т. е. получит представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей);
• различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто? или что?;
• определять имена собственные и правильно их записывать;
• определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
• выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);
• определять значение слова или уточнять его с помощью толкового словаря учебника.
Учащийся получит возможность:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• приобрести первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
• приобрести первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и о многозначных словах;
• составлять тематические словарики на основе содержательной классификации слов по определённым темам.
Система языка. Фонетика и графика
Учащийся научится:
• различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
• устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
• различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
• определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
• различать гласный звук [и] и согласный звук [й'];
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
• различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч'], [щ'], находить их в слове, правильно произносить;
• различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
• обозначать ударение в слове;
• правильно называть буквы в алфавитном порядке;
• различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
• различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
• определять традиционные написания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах.
Учащийся получит возможность:
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Грамматика и орфография
Развитие речи
Учащийся научится:
• первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
• слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
• пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
• составлять текст из набора предложений;
• выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• определять тему и главную мысль текста;
• соотносить заголовок и содержание текста;
• составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
• составлять текст по его началу и по его концу;
• составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Морфология
Учащийся получит возможность:
• делать элементарные грамматические обобщения: представление о предметности, свойстве (качестве) и действии на основе классификации слов по вопросам: кто? что? что делает? что делают? какое? какой? какая? какие?
Синтаксис
Учащийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
• выделять предложения из речи;
• соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
• составлять предложения из слов;
• составлять предложения по схеме, по рисунку;
• писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам, пользуясь общими представлениями о предложении.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения, его смысловую и интонационную законченность;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
• осмыслять роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
• применять изученные правила правописания:
— раздельное написание слов в предложении;
— написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ;
— перенос слов;
— прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
— непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
— большая буква в начале и точка в конце предложения;
— знаки препинания в конце предложения (. ? !);
• безошибочно списывать текст с доски и учебника;
• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12 — 15 слов;
• самостоятельно составлять и записывать текст из 2 — 3 предложений на определённую тему.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
• писать двусложные слова с безударным гласным звуком;
• писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова;
• пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.