Технологические карты уроков к курсу «Русский язык» - О. Б. Калинина 2018
Слово и его значение
Урок 32. Если хочешь понимать и быть понятым
Тип урока: мотивационный.
Задачи урока: ознакомить с некоторыми правилами общения и вызвать интерес к познанию особенностей средств русского языка, вывести требования к устной и письменной речи, помочь в осознании необходимости работы над речевыми умениями.
Планируемые результаты: объяснять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении, давать толкование пословицы, находить речевые ошибки и исправлять их.
Оборудование: учебник, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
Выставка творческих работ. |
|||
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Работа с маршрутным листом (с. 60, 61). Какие разделы нам предстоит пройти? Какой раздел мы начинаем изучать? Какие темы в этом разделе? Знакомство с темой урока. Нам предстоит ответить на трудный вопрос: «Какой должна быть наша речь, если мы хотим, чтобы нас понимали, и мы понимали других? Какие качества нам помогут в работе?» |
Включает учащихся в постановку задач урока личностного плана. |
Определяют задачи урока с опорой на маршрутный лист, на тему личностного плана. |
|
3. АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ. ВЫВЕДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЧИ |
|||
1. Всегда ли вы понимаете других? Всегда ли понимают вас? № 1 (с. 62). Работа с пословицей. Чему учит пословица? Списывание. Какой должна быть речь, чтобы тебя поняли? 2. № 2. Работа со скороговоркой. Для чего в народном языке много скороговорок? Какое ещё требование к речи мы определили? Запись скороговорки. Работа со словом крошит. 3. № 3 (с. 62). Чем вызвана ошибка художника? Работа по заданиям учебника. Какой вывод сделаем? Лексико-орфографическая работа со словом пироги. Работа с толковым словарём (с. 138). 4. № 4 (с. 62). Работа со стихотворением по заданию учебника. Обобщите, какой же должна быть устная речь, чтобы тебя поняли. 5. № 5 (устно). Почему трудно понять смысл предложений? 6. № 6. 1) Рассмотрите рисунок 1. Какие советы можно дать автору письма? Что нужно делать, чтобы научиться писать разборчиво? 2) Чистописание. ом, ел, ши, ком, дело, спеши. Языком не спеши, а делом не ленись. Как вы понимаете эту пословицу? 3) Рассмотрите рисунок 2. Напишите предложение грамотно и разборчиво. |
Организует наблюдение над ситуациями и языковым материалом с целью выведения требований к речи. Мотивирует на развитие речевых умений. Учит работать со словарями. Акцентирует внимание на смыслоразличительной роли ударения. Упражняет в нахождении речевых ошибок. Учит делать выводы, обобщать. Совершенствует технику письма. Упражняет в разборчивом грамотном написании слов, предложений. |
Организует наблюдение над ситуациями и языковым материалом с целью выведения требований к речи. Мотивирует на развитие речевых умений. Учит работать со словарями. Акцентирует внимание на смыслоразличительной роли ударения. Упражняет в нахождении речевых ошибок. Учит делать выводы, обобщать. Совершенствует технику письма. Упражняет в разборчивом грамотном написании слов, предложений. |
|
4. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ |
|||
Какой же должна быть наша устная речь? А письменная речь? Работа с ключевыми словами урока. |
Организует обобщение результатов работы. |
Обобщают. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Нашли мы ответ на вопрос урока? Удалось ли работать так, как планировали? Что поняли для себя? Тогда скажите, что забавного в общении Фили и Степашки? № 7 (с. 63). 6. Д/з: учебник — № 5 (с. 63), чтение слов орфоэпического словарика. |
Организует рефлексию работы на уроке |
Осуществляют рефлексию, работы. |
Урок 33. Конкретные и общие значения слов
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Задачи урока: обобщить имеющиеся у детей представления о разнообразии значений слов, ввести термин «лексическое значение» слова, упражнять в дифференциации конкретного и общего значения слов, познакомить с толковыми словарями.
Планируемые результаты: читать схему, таблицу; выделять новую информацию; уметь рассказывать о значениях слова с опорой на схему и таблицу; определять общее и лексическое значение слова.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
Произнесение слов из орфоэпического словарика: алфавит, конечно, крем, крошит, музей, подсвечник, скворечник, чтобы. В каких словах звуковая форма слова не совпадает с буквенной? |
Проверяет правильность произношения слов. Активизирует знания. |
Произносят слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Сравнивают звуковую и буквенные формы слов. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
1. Чистописание. Рт, с. 21. уд, ут, тр, труд, трут. Чем похожи слова труд и трут? (Произношением — звуковой формой.) А чем отличаются? (По написанию — буквенной формой, по значению — обозначают разное, отвечают на разные вопросы.) 2. Сегодня нам предстоит обобщить всё, что мы знаем о значениях слов. Какие качества пригодятся нам в серьёзной работе? Что нам советует народная мудрость? Терпение и труд всё перетрут. Запись пословицы. |
Упражняет в чистописании. Включает учащихся в постановку задач урока, в том числе личностного плана. |
Тренируют руку. Сравнивают слова по разным основаниям. Определяют задачи урока личностного плана. Дают толкование пословицы. |
|
3. ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА |
«ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ» |
||
1. № 1 (с. 64). Работа с текстом по заданиям учебника. Списывание текста. 2. Как вы считаете, что обозначает слово орех в тексте? Где можно узнать, что означает слово орех? Знакомство с толковыми словарями. № 5 (с. 65). Почему словари называют толковыми? 3. № 2 (с. 64). Что можно узнать о слове орех из схемы и таблицы учебника? Какую новую информацию сообщает нам таблица? Работа с информацией «Ключика». Чем отличается лексическое значение слова от общего значения? 4. № 3 (с. 65). Выборочное письмо слов по их общему значению. 5. Рт № 1 (с. 21). Выбери нужное слово по его лексическому значению. 6. Работа в парах. Подготовьте рассказ о словах русского языка по схеме и таблице. 7. Рассказ детей на основе таблицы. |
Организует наблюдение над конкретным и общим значением слов. Знакомит с толковыми словарями. Организует обобщение представлений о значениях слов на основе схемы и таблицы. Вводит новый термин. Упражняет в определении общего и лексического значений. |
Определяют содержание текста. Передают это содержание дословно. Предъявляют знания о значениях слов. Высказывают мнение. Читают таблицу. Находят новую информацию. Определяют слова по общему и лексическому значению. Готовят устный рассказ по схеме и таблице. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Какую работу мы сегодня выполнили на уроке? Удалось ли быть внимательным, вдумчивым...? Что нового узнали? Что поняли? 5. Д/з: учебник — № 4 (с. 65), 5 словарных слов; по желанию Рт, с. 22, № 2. |
Организует рефлексию работы на уроке. Предоставляет возможность для познавательной активности. |
Осуществляют рефлексию, работы. |
Урок 34. Слова и их лексические значения
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: дать представления о многозначности слова, переносном значении слова, слов — синонимов, антонимов, учить добывать информацию и обобщать её с помощью опорной таблицы; развивать связную учебно-деловую речь учащихся; воспитывать отношение к пословицам как «лучшим примерам живой мудрой народной речи», уважение к труду первого составителя толкового словаря В. И. Далю.
Планируемые результаты: читать таблицу; выделять новую информацию; наблюдать, делать выводы, уметь словесно передавать информацию таблицы; определять лексические значения многозначных слов, находить слова, употребляемые в переносном значении, слова с близким и противоположным значением.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
№ 4 (с. 65). Кто сумел записать это двустишие по памяти без ошибок? Молодцы! Как вы узнали лексическое значение слова кузовок? Какие родственные слова вы нашли в двустишии? |
Организует рефлексию выполнения домашнего задания. |
Объясняют свои действия и результаты работы. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте тему урока (с. 66). Какие задачи урока нам предстоит решать? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на тему. |
|
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. № 1 (с. 66). Работа с таблицей по заданиям учебника. Наблюдение над первым примером в таблице и вывод: слово может иметь одно или несколько значений, то есть быть многозначным (орех — плод, орех — куст). Запись словарных слов: орех, ореховый, орешник. 2. Работа с толковым словариком (с. 138). Найдите слова, которые имеют несколько лексических значений. Что можно сказать об этих словах? Да, это многозначные слова. 3. Наблюдение над следующим примером в таблице. Начался град. Застучали по земле ледяные орехи. Запись предложения: Белка разгрызла прочную скорлупу ореха. Сопоставление значений слова орех, употреблённых в этих предложениях. Вывод: в речи слово может употребляться в переносном значении. 4. Наблюдение над следующими примерами таблицы (словами — синонимами, антонимами). 5. № 2 (с. 66, 67). Комментированное письмо. Выборочное письмо слов с противоположным (антонимов), близким (синонимов) значением. Чем может помочь «Ключик»? 6. Работа в паре. Дифференцированная работа: подготовка ответа на вопрос: Что можно узнать а) о слове орех; б) о словах русского языка. 7. Коллективное обсуждение. 8. № 4 (устно). Чтение текста о В. И. Дале. Поиск значения слова натуралист в толковом словаре учебника. Владимир Иванович Даль совершил жизненный подвиг: он всю свою жизнь посвятил составлению толкового словаря. В его словаре 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц, поговорок, загадок. Как вы думаете, для чего он стремился создать толковый словарь? 9. № 3 (с. 67). Работа с пословицами. |
Организует открытие нового знания на основе работы с таблицей. Организует наблюдение над языковым материалом, работу со словариком. Учит находить многозначные слова, слова — синонимы и антонимы. Упражняет в нахождении слов с близким и противоположным значением. Акцентирует внимание на то, что синонимы отражают богатство языка. Организует дифференцированную работу. Развивает связную учебно-деловую речь. Воспитывает уважительное отношение к составителю словаря В. И. Далю, к народным пословицам. |
Читают таблицу. Находят новую информацию. Наблюдают, делают выводы. Работают со словариком. Сопоставляют значение слова в разных предложениях. Подбирают слова близкие и противоположные по значению. Объясняют. Составляют устные ответы по теме на основе таблицы. Обсуждают. Высказывают мнения, предположения. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Что нового вы узнали на уроке? Что поняли? Какое слово называют многозначным? Бывают слова близкие по значению, а бывают ... Почему нужно стремиться знать и использовать в речи больше слов? 5. Д/з: учебник, № 4 (с. 67), переписать первую часть текста; по выбору Рт, с. 22 ,№ 3 или с. 23, № 4. |
Организует рефлексию работы на уроке. Предоставляет право выбора задания. |
Осуществляют рефлексию, работы. Делают выбор. |
Урок 35. Наблюдение над употреблением в речи многозначных слов
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: углубить представления о многозначных словах: о наличии в их значениях общего начала, о способах толкования значений многозначных слов; развивать умение осознанного выбора многозначных слов с нужным значением в речи.
Планируемые результаты: наблюдать над употреблением в речи многозначных слов, выявлять общее в значениях многозначных слов, делать выводы.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
Назовите автора одного из первых толковых словарей. Кто выполнял дома № 3 из Рт (с. 22)? Сумели вы найти слова, близкие по значению (синонимы)? А в № 4 какие слова употребили в предложениях? |
Организует рефлексию выполнения домашнего задания и проверку. |
Объясняют свои действия и результаты работы. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте ключевые слова урока (с. 68). Какие задачи урока нам предстоит решать? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на ключевые слова. |
|
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
Коллективный рассказ о словах с позиции их значений с опорой на таблицы с. 64, 66. Приведите примеры (для иллюстрации примеров слов-синонимов предложить взять из домашней работы). |
Актуализирует общие сведения о словах с позиций их значений. |
Предъявляют знания. Дополняют. Приводят примеры. |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 5 (с. 68). Чтение и анализ диалога из серии «Говорят дети». Выявление факта, что папа и его дочка имеют в виду разные значения слово молния. (В ряде местностей молнию на куртках называют змейкой. Можно установить причину многозначности слова змейка.) 2. Почему такие разные предметы названы одним словом? Нет ли в их значениях чего-либо общего? № 6 (с. 68). Изучение толкования значений слова молния и установление в них общего оттенка значений — быстрота (с помощью выделенных слов мгновенная, быстро, срочная). 3. Чистописание. ол, ия, молния. Молния — это мгновенная вспышка в небе во время грозы. 4. № 8 (с. 69). В одинаковом ли значении употреблено слово красный (красна) в тексте народной песни? Выборочная запись словосочетаний с толкованием: красна изба — славна изба, красна девица — красивая девица, красный угол — почётный угол. Работа над пословицей из народной песни. 5. Словарная работа со словом красненький. 6. № 7 (с. 68). А как вы можете растолковать пословицу: Красна речь пословицей. (Пословица украшает речь человека, делает её более меткой, точной, образной.) Запись пословицы по памяти. Самопроверка. |
Организует наблюдение над ситуацией и языковыми средствами. Организует обсуждение, поиск общего в значении слов. Формирует разборчивое письмо. Обращение внимания детей на то, что значения слов в словарях часто разъясняются с помощью подбора синонимов. Учит использовать этот способ для толкования значений слов. Воспитывает уважительное отношение к пословице. Формирует орфографическую зоркость. |
Высказывают мнения. Устанавливают причину непонимания. Определяют общее в значении слов. Тренируют руку. Сравнивают значения слов. Объясняют значения слов с помощью синонимов. Определяют толкование пословиц. Воспроизводят пословицу по памяти. Проверяют записи. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Над чем работали сегодня на уроке? Выполнили задачи урока? Что нового вы узнали о слове? Что поняли о многозначности слова? Почему в жизни бывает важно уточнять значение слова? 5. Д/з: выписать многозначные слова с их толкованием из словарика учебника. |
Организует рефлексию работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию работы. |
Урок 36. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: углубить представление о переносном значении слова как одном из значений многозначного слова; продолжить наблюдение над использованием в речи слов с синонимическими и антонимическими значениями; способствовать осознанному выбору слов в речи, учитывая разнообразие их значений.
Планируемые результаты: наблюдать над употреблением в речи слов с переносным значением, синонимов, антонимов, выбирать подходящие по смыслу слова в предложении, делать выводы.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
Какие многозначные слова вы выписали из толкового словарика учебника? (Безобразный, бить, век, лимон, месяц.) Как же употреблять в речи эти слова, если у них несколько значений? Приведите примеры. |
Организует проверку домашнего задания. Актуализирует общие сведения о многозначных словах. |
Предъявляют результаты работы. Дополняют. Приводят примеры. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте ключевые слова урока (с. 70). Какие задачи урока нам предстоит решать? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на ключевые слова. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 10 (с. 70). Работа со словосочетаниями: золотое кольцо, золотая осень, золотые руки. Обсуждение «перевода» словосочетаний. В каких сочетаниях слово золотой употреблено в переносном значении? 2. № 11 (с. 70). Работа с отрывком из стихотворения И. Токмаковой «Зябнет осинка» по заданиям учебника. — Выделение слов зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет. — Наблюдение над синонимическими значениями слов, употреблённых в переносном значении. Сопоставление образа со свойством листьев осины шевелиться в любую погоду. — Лексико-орфографическая работа со словом осинка. — Списывание текста (работа с памяткой 1). 3. № 13 (с. 71). Работа с загадкой о ромашке. Отгадывание загадки. Запись в словарик слов ромашка, ромашковый. — За какие образы спрятано описание цветка? 4. Работа с пословицей: Не расколов ореха, не съешь ядра. Толкование пословицы. Письмо по памяти. Работа с памяткой № 2 (с. 140). Взаимопроверка. — В какой ситуации пословицу можно использовать в речи? |
Организует наблюдение над употреблением в словосочетаниях и художественных текстах слов в переносном значении (приём олицетворения). Учит работать с памятками. Развивает устную речь, воображение. Формирует умения давать толкование пословице, проверять записи. Развивает орфографическую зоркость. |
Определяют значение слова в разных словосочетаниях, сравнивают, делают выводы. Находят в тексте слова с переносным значением. Сопоставляют художественный образ осинки с реальным. Подбирают однокоренные слова к слову осинка. Работают по памятке. Дают толкование пословице. Делают запись по памяти. Проверяют записи. Соотносят пословицу с жизненными ситуациями. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Над чем работали сегодня на уроке? Выполнили задачи урока? Что нового вы узнали о слове? Для чего используют слова в переносном значении? Используете ли вы в своей речи слова в переносном значении? 5. Д/з: по выбору № 13 (с. 71) или № 15 (а или б) (с. 71), 5 словарных слов. |
Организует рефлексию работы на уроке. Предоставляет право выбора задания, создаёт условия для творческой активности. |
Осуществляет рефлексию работы. Делают выбор. |
Урок 37. Группы слов с общим значением
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи, ввести термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол; упражнять в употреблении частей речи с разными лексическими значениями; учить отгадывать и составлять тексты загадок.
Планируемые результаты: различать слова по их общим значениям, находить новую информацию о названиях частей речи при работе с таблицей, формулировать определение частей речи, группировать слова по частям речи, употреблять заданные части речи при составлении предложений.
Оборудование: учебник, Рт, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
Презентация творческих работ детей. |
Поощряет творческую активность. |
Предъявляют творческие работы. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте тему урока (с. 72). Какие задачи урока нам предстоит решать? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на тему урока. |
|
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
№ 1 (с. 72). В первой строке учащиеся выделяют «лишнее» слово по лексическому значению (цветы, овощ), в остальных строках — по общему значению. |
Организует повторение имеющихся у детей представлений по данной теме. |
Различают лексическое и общее значение. Группируют слова по общему значению. |
|
4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. № 2 (с. 72). Работа с таблицей по заданиям учебника. Как называется часть речи, обозначающая предмет; признак предмета; действие предмета? Требуется ли уточнить задачи урока? 2. Работа в паре. Составление определений каждой части речи. (Именем существительным называется ...) 3. Предъявление результатов работы. 4. № 3 (с. 73). Составление и запись предложений. Различение общего значения и обобщённого лексического значения слов. 5. Лексико-орфографическая работа со словом капуста. 6. № 5 (с. 73). Прочитайте схему предложения. Какие части речи будем использовать? Коллективное составление предложений по схемам. Запись предложений. |
Организует поиск новой информации на основе таблицы. Организует уточнение задач урока в соответствии с новой информацией. Развивает учебно-деловую речь учащихся. Развивает познавательные умения: сопоставлять, сравнивать. Учит читать схему предложений, переводить информационные схемы в словесную, составлять в соответствии с ней предложения; делать записи. |
Находят новую информацию по таблице. Узнают термины — названия частей речи. Уточняют задачи урока. Формулируют определение частей речи. Различают общее значение и обобщённое лексическое значение. Определяют части речи. Составляют предложения по схемам. Делают записи. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Над чем работали сегодня на уроке? Выполнили задачи урока? Что нового узнали? Как вы думаете, сумеете ли вы объяснить другому, что такое имя существительное, прилагательное, глагол? (Сумею, нужно учиться.) 6. Д/з: с. 72, № 2 (устно), № 4. |
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. |
Урок 38. Группы слов с общим значением
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: упражнять в применении терминов частей речи, в различении и употреблении частей речи; учить отгадывать и составлять тексты загадок.
Планируемые результаты: различать слова по частям речи, давать определение изучаемым частям речи; группировать слова по частям речи, употреблять части речи с разным лексическим значением.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте ключевые слова урока (с. 72). Какие задачи урока нам предстоит решать? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на ключевые слова. |
|
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
Какая часть речи называется «имя существительное»; «имя прилагательное»; «глагол»? Приведите примеры из домашнего упражнения. |
Актуализирует имеющиеся у детей знания. Проверяет выполнение домашнего задания. |
Дают определения частям речи. Приводят примеры. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. Чистописание. Рт, с. 24. ал/ал, сначала. Сначала думай, потом говори. Что советует нам пословица? Почему нужно действовать так, а не наоборот? 2. № 7 (с. 74). Работа со стихотворением Е. Серовой по заданиям учебника. Запись первых двух строк. Определение знакомых частей речи. Поиск слов с переносным значением. 3. № 8. Работа с загадкой по заданиям учебника. Подбор антонима к глаголу оделась (разделась). 4. Работа со словарными словами капуста, морковь. 5. № 9 (с. 74). Коллективное составление предложений из слов и их запись. Определение частей речи. 6. № 10 (устно). Как определить, какое слово нужно вставить? (По лексическому и общему значению.) Работа с информацией «Ключика». 7. Работа в четвёрке. Рт, № 1 (с. 24), № 2 (с. 25), № 3 (с. 25). Подумайте, как организуете работу, чтобы быстрее её выполнить. Обсуждение результатов работы. |
Совершенствует технику письма. Закрепляет новые термины. Делается акцент на «работе» частей речи в предложении и тексте. Упражняет в определении слов с переносным значением, антонимов, синонимов, вставкой слов с нужным значением, заданных контекстом. Знакомит с разделами науки о языке. Помогает учащимся лучше понять функцию каждой части речи в предложении. |
Тренируют руку. Дают толкование пословице. Определяют части речи. Находят слова с переносным значением. Подбирают антонимы. Составляют предложения. Анализируют, в чём состоит работа. Узнают новое. Соотносят изучаемый материал с разделами науки о языке. Работают в четвёрках. Обсуждают результаты работы. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Над чем работали сегодня на уроке? Выполнили задачи урока? Оцените своё умение определять части речи? (Умею, нужно учиться.) 5. Д/з: № 10 (с. 75). |
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. |
Урок 39. Ежели Вы вежливы… «Вежливые» слова
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Задачи урока: обобщить имеющиеся у детей знания о правилах этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности; дать представление о группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые» слова.
Планируемые результаты: называть «вежливые» слова, соотносить их с ситуацией приветствия, прощания, просьбы, благодарности; использовать этикетные языковые формулы в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Какие части речи вы знаете? В русском языке выделяется ещё группа слов, которые можно назвать «вежливыми» словами. Прочитайте тему урока (с. 76). Подумайте, какие задачи нам предстоит решать на этом уроке. Какие слова вежливости вы уже знаете? В каких ситуациях вы используете эти слова? Одна из задач: нужно научиться правильно писать «вежливые» слова. |
Включает учащихся в постановку задач урока. Актуализирует имеющиеся у детей знания. |
Определяют задачи урока с опорой на тему урока. Предъявляют знания. |
|
2. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ |
|||
1. № 1 (с. 76). Работа с пословицами по заданиям учебника. Что может обозначать слово веже- ство? (Приличное поведение, уважительное отношение.) Какое большое внимание народ уделял вежливости! Письмо по памяти пословицы: Ласковое слово что солнышко. Подбор синонимов к слову ласковое. Почему вежливые слова называют добрыми, волшебными? Вспомните, какое доброе слово помогло вам? 2. Какие слова можно употребить для выражения просьбы; благодарности? Словарная работа со словами: пожалуйста, спасибо, благодарю. 3. № 4 (с. 76). Работа с отрывком из текста В. Осеевой по заданиям учебника. Почему Лена не отказала брату? 4. Какие слова можно употребить для приветствия знакомого? Для прощания? Словарная работа со словами здравствуй, до свидания, прощай. 5. № 5 (с. 76). Составление и запись предложений. 6. № 7 (с. 77). Работа в парах. Проверка: нахождение слов на изученные правила. 7. № 9 (отгадка — снять шапку) и № 10 (устно). Обсуждение уместности использования при общении жестов, мимики, поз. В народе издавна ценилось добросердечное отношение друг к другу, вежливость. |
Акцентирует коммуникативную направленность речи, ценностное отношение народа к вежливому обращению. Развивает орфографическую зоркость. Нацеливает на соблюдение правил этикета при устном и письменном общении. Упражняет в написании вежливых слов, в соотнесении их с речевой ситуацией. Обращает внимание на то, что вежливые слова в предложении выделяются запятыми. Организует попутное повторение пройденных правил письма. |
Акцентирует коммуникативную направленность речи, ценностное отношение народа к вежливому обращению. Приводят примеры из жизни. Соотносят этикетные слова с речевыми ситуациями. Осуществляют выборочное письмо. Составляют и записывают предложения. Работают в паре. Находят слова на изученные правила. Обсуждают уместность жестов и мимики. Делают выводы. |
|
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Над чем работали сегодня на уроке? Какие задачи удалось выполнить? Что вы для себя поняли? Как вы думаете, нужно ли изучать эту тему? Почему? 4. Д/з: учебник № 8 (с. 77), повторить словарные слова; по желанию Рт, № 4, или № 5, или № 6 (с. 26). |
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. Нацеливает на подготовку к диктанту. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. |
Урок 40. Проверочный диктант
Тип урока: урок контроля и самоконтроля.
Задачи урока: проверить умение писать под диктовку тексты объёмом 25 — 30 слов в соответствии с правилами, изученными в 1 классе; организовать самопроверку и самооценку результатов работы.
Планируемые результаты: применять изученные правила при письме под диктовку, осуществлять проверку и корректировку записи методами: 1) проговаривание по слогам; 2) применение изученных способов проверки; осуществлять самооценку.
Оборудование: тетрадь «Контрольные и диагностические работы. 2 класс».
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Ребята, вам предстоит написать диктант. Как вы должны работать, чтобы предупредить ошибки во время письма? Объясните ваши действия во время диктанта. После диктанта у вас будет время для того, чтобы проверить диктант. Успехов вам! |
Включает в постановку задач. Нацеливает на успешное выполнение. |
Предъявляют понимание действий, которые необходимо осуществить во время диктанта. Определяют задачи. |
|
2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. Письмо под диктовку. 2. Самопроверка. Какие способы проверки написания слов будете использовать? 3. Выполнение задания по самооценке. Тот, кто выполнил проверку диктанта, оцените разборчивость письма по таблице. |
Организует самостоятельное выполнение задания. |
Предъявляют умения. Проверяют, оценивают результаты работы по заданному критерию. |
|
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Кто считает, что ему удалось предупредить ошибки во время письма? Что помогло? Кто сумел оценить разборчивость письма? Кто затруднился в выполнении этого задания? |
Организует самооценку, рефлексию. |
Осуществляют самооценку, рефлексию. |
Урок 41*. Анализ проверочного диктанта
Тип урока: урок рефлексии и коррекции результатов работы.
Задачи урока: организовать рефлексию и коррекцию результатов работы; учить аргументированно проводить работу над собственными ошибками.
Планируемые результаты: дифференцировать и группировать ошибки, анализировать (совместно с учителем) причину ошибок, ставить задачи по устранению причин ошибок.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Общая оценка учителем итогов диктанта. Порадовало, что многие сумели правильно оценить разборчивость письма текста под диктовку. Видно, что вы старались, но ошибки всё-таки были. Какие задачи поставим на этот урок? |
Включает в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока. |
|
2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВЫХ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИ |
Х ОШИБОК |
||
Больше всего ошибок допущено на: ... . Как вы думаете, почему? Какие способы можно было применить для проверки слов на это правило? |
Организует обсуждение причин типовых ошибок, поиск способов по их предупреждению. |
Анализируют причины ошибок. Восстанавливают способы действий. Корректируют записи. |
|
3. КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОШИБОК |
|||
1. Задание для учащихся, написавших диктант без ошибок. В разделе «Школа Грамотея» (с. 54 — 57) можете выбрать для выполнения любые задания по своему желанию. 2. Задание для учащихся, допустивших от двух до шести ошибок. После работы над ошибками в разделе «Школа Грамотея» (с. 54 — 57) нужно выбрать упражнение, которое помогло бы поработать с правилом, на которое вы сделали больше всего ошибок. 3. Групповая работа учителя с учащимися, допустившими более 6 ошибок. Дифференциация ошибок по правилам письма, повторение способов проверки, корректировка записи слов, предложений. |
Организует дифференцированную работу учащихся. Поощряет успешных учащихся. Организует дифференцированную работу. Консультирует учащихся. Помогает слабым учащимся в работе над ошибками |
Осуществляют самостоятельный выбор задания. Группируют ошибки. Делают выбор упражнений в соответствии с правилом. Применяют способы проверки. Осуществляют работу над ошибками под руководством учителя. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Выполнили ли мы задачи урока? Как работали? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время письма? |
Организует самооценку, рефлексию. |
Осуществляют самооценку, рефлексию. |
Урок 42. Учимся рисовать словами и сравнивать… Облака
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: организовать наблюдение над языковыми средствами изображения предметов в текстах; учить использовать разные средства языка, с помощью которых можно сравнивать предметы; вызвать удивление многообразию синонимических средств в родном языке; развивать речь, воображение, умение изображать словами.
Планируемые результаты: наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений; различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам; создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств.
Оборудование: учебник, черновик, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Сегодня мы работаем в рубрике «Мастерская слова». Будем учиться рисовать словами и сравнивать... А вот что? Вы узнаете, отгадав загадку: Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Облака! |
Включает в постановку задач урока. Обращает внимание на глаголы со значением движения. |
Дополняют задачу урока с помощью отгадки. |
|
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
1. Лексико-орфографическая работа со словом облако. Работа над лексическим значением слова на материале отрывков: 1) Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облаке. — Ну, это ты сочиняешь, — ответил Незнайка. — Облако — оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман. (Н. Носов. «Незнайка и его друзья») 2) Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей. (Из научной статьи энциклопедии) 3) «Ключик» (с. 79). Этимологический экскурс в историю происхождения слова (истинное его значение — оболокать, обволакивать, облачать). 2. Чистописание об, обл, облако с выделением безударной гласной. |
Упражняет в определении прямого и переносного лексического значения слова. Учит работать с дополнительной информацией. Совершенствует технику письма. |
Определяют ударение, находят безударную гласную. Определяют прямое и переносное значение слова. Находят нужную информацию. Тренируют руку. |
|
3. НАБЛЮДЕНИЕ НАД СИНОНИМИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ВЫРАЖЕНИЯ СРА |
ВНИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
||
1. № 1 (с. 78). Работа с текстом писателя-натуралиста Ю. Линника. Чтение текста и анализ роли выделенных курсивом слов. 2. Знакомство с материалом «Ключика» (с. 78), демонстрирующим разные словесные (языковые) варианты выражения сравнительных отношений между предметами. 3. № 2 (с. 79). Выборочное списывание отрывка, в котором описываются облака. Подчёркивание слов и выражений — сравнений. 4. № 3 и № 4 (с. 79). Наблюдение над образным описанием облаков в загадках и стихах. Выборочная запись. |
Организует наблюдение над средствами сравнения. Привлекает внимание детей к удачным языковым находкам, сравнениям; к многообразию языковых средств для сравнения. |
Определяют роль сравнений в тексте. Объясняют, высказывают мнение. Находят сравнения в тексте. Находят и передают нужную информацию. |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
№ 5 (с. 79). Творческая работа. По выбору: а) составить недостающую часть стихотворения (по данному началу и концу): На что похожи облака? На что они похожи? ... (на крокодила) ... (на быка) И на оленя тоже! (О. Высотская) б) описываем облака сами, жанр выбираем тоже сами (проба пера). Работа с черновиком. |
Побуждает к творческой работе. Организует дифференцированную работу. Ориентирует на использование сравнения. Побуждает к творческой работе. Организует дифференцированную работу. Ориентирует на использование сравнения. |
Используют знания и умения в нестандартной ситуации. Делают выбор. Работают с черновиком. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Кто хочет прочитать свой текст? Чтение творческих работ. Понравился вам текст? Какие советы можете дать автору? 6. Д/з: дописать творческую работу или переписать в чистовик (подготовить для выставки). |
Организует проверку, оценку результатов работы. |
Предъявляют результаты работы. Оценивают. |
Уроки 43*, 44*, 45*.
Для педагогов, реализующих 5-часовой учебный план, возможно проведение обучающего сочинения и его анализа, консультативных часов по проектной деятельности. Возможно рассмотреть предлагаемые проектные работы по теме «Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать» (с. 136 — 137), помочь выбрать групповые и индивидуальные виды, обсудить предполагаемые результаты, их полезность. Также можно организовать коллективный праздник или другой вид презентации творческих работ.