Технологические карты уроков к курсу «Русский язык» - О. Б. Калинина 2018
Слово и его значимые части
Урок 46. Корень слова. Однокоренные слова
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: сформировать понятие о главной значимой части слова — корне; ввести термин однокоренные слова, способствовать выведению способа определения однокоренных слов, показать отличие их от слов с омонимичными корнями.
Планируемые результаты: различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы; определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков; определять способы действий по определению однокоренных слов.
Оборудование: учебник, Рт, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Работа с маршрутным листом (с. 60 — 61). Какой раздел мы начинаем изучать? С какой важной частью слова уже знакомы? Умеете ли вы определять родственные слова? — Над чем же будем работать на уроке? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на маршрутный лист. |
|
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
Сбор информации о том, что известно о родственных словах. 1) Что мы знаем о родственных словах? 2) № 2 (с. 80). — Можно ли сказать, что эти слова родственные? Слово, словечко, словесный, пословица, словарь. — Почему? Спишите. Обозначьте корень. |
Организует повторение имеющихся у детей представлений по данной теме. Даёт положительную оценку умению детей определять однокоренные слова. |
Предъявляют представление о родственных словах. |
|
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. № 1 (с. 80). — Сравните значения слов в обеих строках. Выпишите родственные слова. — Какие слова вы выписали? Почему? Докажите. Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф). 2. Работа над выведением определения части слова — корень. Введение термина однокоренные слова. Что же такое корень? Какие слова можно назвать однокоренными? Почему? Это позволит нам не путать слова, обозначающие родственников, и однокоренные слова. 3. Работа с правилом в рамке (с. 80). Уточнение определения, сделанного детьми. 4. Лексико-орфографическая работа со словом отец. 5. № 6 (с. 81). 1) Чтение песенки Водяного из мультфильма. Можно ли считать однокоренными выделенные слова? 2) Работа в группах. Соберите доказательства своего мнения. Поясните свой ответ рисунками. 3) Представление доказательств от групп (1) вод- одинаковый корень; 2) вод- со значением вода, вод- со значением дружить). Коллективное обсуждение. Вывод: корень — главная значимая часть слова, пишется одинаково. Один корень должен иметь одно значение. — Какими же признаками должны обладать однокоренные слова? — Выпишите однокоренные слова и обозначьте корень. — Какими словами можно дополнить этот ряд? 6. Выведение способа определения однокоренных слов. Обсуждение вопроса: «Как будем действовать, определяя однокоренные слова?» 1 шаг — определяю корень по одинаковому написанию. 2 шаг — проверяю, одинаковое ли значение он имеет в словах. |
Создаёт проблемные ситуации. Развивает учебно-деловую речь. Вводит научное название. Акцентирует внимание на том, что термин однокоренные помогает избежать путаницы в понятиях. Учит находить дополнительную информацию, дополнять свой ответ. Развивает орфографическую зоркость. Организует работу с омонимичными корнями. Подводит к выводу, что для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов. Организует осмысление способа действий для определения однокоренных слов. |
Различают слова, называющие родственников среди людей, и однокоренные слова. Высказывают мнения. Доказывают свои точки зрения. Формулируют определение корня. Дополняют определение с помощью информации в рамке. Запоминают написание слов. Работают в группе. Различают слова с омонимичными корнями. Обсуждают, уточняют результаты работы, делают выводы. Выводят способ действий. |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
— Используя выведенный способ, определите и докажите: являются ли слова однокоренными. Копать, капать. Лесник, перелесок. Летний (день), летательный (аппарат). — Помогает наш способ определять однокоренные слова? |
Организует применение способа. |
Различают слова с омонимичными корнями. Строят доказательства, опираясь на выведенный способ. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Есть ли разница между нашими знаниями в начале урока и в конце урока? В чём она? Что нового мы узнали? Как мы работали? Что важного внесла в урок каждая группа? Оцените свою работу на сегодняшнем уроке: было продвижение в знаниях или нет. Объясните, в чём это продвижение. Что нового для себя вы поняли на этом уроке? 6. Д/з: 5 словарных слов, по выбору № 4 или № 5 (с. 81). |
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. Фиксирует продвижение учащихся каждой группы как достижение: в знаниях, в умении работать в группе, в умении обсуждать. Предоставляет право выбора задания. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. Делают выбор. |
Урок 47. Однокоренные слова
Тип урока: применений знаний и способов действий.
Задачи урока: упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов и слов-синонимов.
Планируемые результаты: различать группы однокоренных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы; упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте ключевые слова урока (с. 82). Какие задачи урока нам предстоит решать? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на ключевые слова. |
|
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
1. Рт № 1 (с. 27). Работа с таблицей. Определение названия графы (по части речи). Нахождение однокоренных слов. Выделение корня слов. 2. Как определить, однокоренные слова или нет? |
Актуализирует имеющиеся у детей знания. Отмечает, что однокоренные слова могут быть разными частями речи. |
Определяют части речи. Находят однокоренные слова. Объясняют способ действия. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 7 (с. 82). Игра «Четвёртое лишнее». Различение однокоренных слов и синонимов. Выполнение заданий учебника. 2. Работа с информацией «Ключика» (с. 82). 3. Рт, с. 27, 28, № 2 (1, 2). Работа в паре. Выборочная проверка. Какие слова вы зачеркнули? Почему эти слова не входят в группу однокоренных слов? 4. Чистописание. Рт, с. 27. ум /ум, умный, Ульяна. Ум разуму — подспорье. О чём говорит нам народная мудрость? 5. № 8 (с. 82). Запись текста с заменой рисунков однокоренными словами (ёлочка, ёлка, ель). 6. № 9. Соревнование в подборе однокоренных слов с корнем -лес-. Сколько слов вы подобрали? Коллективная работа. Соберём все слова. Называйте, не повторяя одно и то же слово. 7. № 11 (с. 83, устно). Обсуждение мнений. |
Организует использование знаний и умений. Учит работать с дополнительной информацией, дополнять, объяснять. Совершенствует технику письма. Обращает внимание детей, что нельзя заменить рисунки словами она, деревце (текстовые синонимы), так как они не являются однокоренными. Обогащает запас слов. Организует соревнование. Упражняет в различении однокоренных слов и омонимов. |
Применяют умение определять однокоренные слова. Различают однокоренные слова и слова-синонимы. Объясняют, доказывают. Дополняют ответ информацией «Ключика». Тренируют руку. Передают информацию, переводят рисунок в слово. Подбирают однокоренные слова. Различают однокоренные слова и омонимы. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Над чем работали сегодня на уроке? Выполнили задачи урока? Оцените своё умение определять части речи. (Умею, нужно учиться.) 5. Д/з: 5 словарных слов, по выбору Рт, с. 28, № 3 или № 4. |
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. Предоставляет право выбора задания. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. Осуществляют выбор задания. |
Урок 48. Исторический корень слова
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: упражнять в определении, подборе однокоренных слов, в нахождении корня слова; дать общее представление об историческом корне слова.
Планируемые результаты: определять однокоренные слова, выделять корень слова; уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Мы продолжаем работать по теме «Корень слова. Однокоренные слова». Какие задачи будем решать? Прочитайте ключевые слова урока (с. 84). Как вы понимаете эти слова? — Значит, над чем ещё будем работать на уроке? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока с опорой на тему и ключевые слова. |
|
2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 13 (с. 84). Работа с текстом К. Ушинского «Наше Отечество» по заданиям учебника. Чтение текста. Поиск значения слова век. Что можно сказать об этом слове? (Многозначное). В каком значении оно употреблено в тексте? Выборочное списывание. Обозначение корней в однокоренных словах: Отечество, отцы; Родина, родились, родное. Наблюдение за корнем -отец-, -отц-, -Отеч-, -Отч-. 2. № 14. Являются ли слова Отечество, Родина, Россия однокоренными? Почему? 3. № 15 (с. 85). Составление и запись ответов на вопросы. Примерно: Наша Родина — Россия. Город Москва — столица нашей страны. Столица Белоруссии — Минск. Столица Франции — Париж. 4. Словарная работа со словами Отечество, Отчизна, столица. Выделение корня в слове столица — столиц-. 5. Знакомство со словами с историческим корнем. Понять, почему эти слова пишутся с о, можно, если знать их происхождение. 1) Заглянем в этимологический словарь (с. 139). Отечество — отче. 2) Как вы думаете, от какого слова произошло слово столица? Проверим по информации «Ключика» (с. 85). 3) О каком ещё историческом корне рассказывает нам «Ключик»? Как же можно проверить слово? деревня — дерево Какой вывод вы можете сделать? |
Упражняет в применении знаний. Учит работать с этимологическим словарём. Воспитывает уважительное отношение к Родине. Организует наблюдение за чередованием согласных в корне. Даёт представление об историческом корне. Обращает внимание на то, что слово с историческим корнем помогает в написании словарных слов. |
Работают с толковым словариком. Выбирают соответствующее значение многозначного слова. Применяют способ определения однокоренных слов. Наблюдают за чередованием согласных в корне. Различают однокоренные слова и синонимы. Отвечают письменно на вопросы. Работают с дополнительной информацией «Ключика», этимологического словаря. Высказывают предположение. Делают выводы. |
|
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Что нового вы узнали? Как вы поняли, какой корень называют историческим? Как можно использовать новые знания? 4. Д/з: 5 словарных слов, № 16 (с. 85) — составить и записать 3 предложения или небольшой рассказ. |
Организует рефлексию работы на уроке. Мотивирует на творческую работу |
Осуществляют рефлексию работы. Делают выбор. |
Урок 49. Суффиксы в слове
Тип урока: открытие нового знания
Задачи урока: дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением).
Планируемые результаты: наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова суффиксами, делать выводы, формулировать определение суффикса, образовывать однокоренные слова с помощью заданных суффиксов, применять изученные знания.
Оборудование: учебник, Рт, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
1. № 1 (с. 86). Прочитайте слова: школа, школьник, дошкольник. Что вы о них можете сказать? Какой корень в этих словах? (школ-, школь-.) Что такое корень? Мы знакомы только с одной значимой частью слова — с корнем. Но в словах бывают и другие значимые части. — Какая ещё значимая часть есть в слове школьник? (-ник-). Поясните значение этого слова. — Какие ещё значимые части есть в слове дошкольник? (до-, -ник-.) Поясните значение этого слова. Как вы думаете, над чем нам предстоит поработать сегодня на уроке? 2. «Ключик» (с. 86). Какую дополнительную информацию сообщает нам «Ключик»? Значимые части слова называются морфемами. С помощью наименьших значимых частей суффиксов и приставок образуются однокоренные слова. — Как можем уточнить задачи урока? |
Организует наблюдение, с помощью каких частей образованы однокоренные слова. Включает учащихся в постановку задач урока. Вводит понятие «суффикс», «приставка». Учит уточнять задачи с помощью информации «Ключика». |
Определяют однокоренные слова. Выделяют корень слова. Находят новые части слова. Определяют значение слов. Ставят задачи урока. Работают с дополнительной информацией. Уточняют задачи урока, используя термины: «суффикс» и «приставка». |
|
2. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. № 2 (с. 86). Прочитайте задание. С какой значимой частью слова будем работать? Что будем определять? Запись слов, выделение знаками корня и суффикса. Определение места нахождения суффикса в слове. Определение оттенков значения, которые вносят в слова суффиксы. Где в слове находится суффикс? Почему он является значимой частью слова? Какую роль он выполняет? 2. Коллективная работа над формулировкой определения суффикса. Попробуйте сами сформулировать определение, что же такое суффикс. Сравним с определением в рамке (с. 86). Что можно добавить? 3. Работа в парах. Проговаривание определения. |
Организуется наблюдение над ролью суффиксов и их местом нахождения в слове. Развивает учебно-деловую речь. Организует выведение определения детьми, его корректировку с помощью информации в рамке. |
Наблюдают за местом нахождения и ролью суффикса в слове. Определяют оттенки значения, вносимые суффиксами. Делают выводы. Формулируют определение суффикса. Уточняют, дополняют с помощью информации в рамке. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. С. 87, № 3 (1 столбик). Образование однокоренных слов с помощью заданных суффиксов и запись этих слов. Как вы думаете, почему эти суффиксы называют уменьшительно-ласкательными? 2. № 4. Работа по заданиям учебника. Какие правила мы должны помнить при записи этих слов? Комментированное письмо (Аня — Дима). Самостоятельное письмо (Коля — Света). 3. № 5. Работа в паре. Образование слов (названия детёнышей) и их запись. Задание по выбору: 1 или 2. Взаимопроверка. |
Упражняет в образовании слов с помощью заданных суффиксов. Вводит понятие «уменьшительно-ласкательные суффиксы». Организует попутное повторение изученных правил. Задание по выбору: 1 или 2. Взаимопроверка. |
Образуют однокоренные слова. Выделяют корень и суффикс. Применяют правила письма: -чк-, -чн-, Большая буква в именах. Работают в паре. Выбирают задание. Проверяют результаты работы. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Все ли задачи урока мы выполнили? Какие задачи остались невыполненными? (Узнать о приставках, научиться их определять.) Значит, над этим мы будем работать на следующем уроке. Что нового вы узнали? Почему суффиксы называются значимой частью? Какие суффиксы называют уменьшительно-ласкательными? Кто понял и может сказать определение, что такое суффикс? Как эти знания могут пригодиться вам? 5. Д/з: учебник с. 87, № 3 (2, 3 столбики), правило в рамке (устно), по желанию Рт, с. 29, № 1. |
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. Способствует развитию познавательной активности. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. Делают выбор. |
Урок 50. Приставки в слове
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением).
Планируемые результаты: наблюдать над оттенками значений, вносимых в слова приставками (проявлять языковое «чутьё»), делать выводы, формулировать определение приставки, образовывать однокоренные слова с помощью заданных приставок, применять изученные знания.
Оборудование: учебник, Рт, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
1. № 3 (с. 87). Как называют суффиксы, с помощью которых вы образовывали однокоренные слова? 2. Кто выполнил № 1 из Рт, с. 29? Молодцы! Какое правило письма нужно было помнить, чтобы правильно написать слова с суффиксом -к-? |
Проверяет выполнение задания. Поощряет учащихся, выполнявших дополнительное задание. |
Предъявляют выполнение задания. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Какую тему мы с вами изучаем? С какой значимой частью слова уже познакомились? С какой предстоит познакомиться? Какие задачи поставим на этот урок? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Ставят задачи урока с опорой на тему урока и задачи предыдущего урока. |
|
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. Вспомним, как мы выводили определение суффикса. На что обращали внимание? (Место в слове, роль в слове.) 2. № 6 (с. 88). Запись слов, выделение знаками корня и приставки. Определение места нахождения приставки в слове. Определение оттенков значения, которые вносят в слова приставки. Где в слове находится приставка? Почему она является значимой частью слова? Какую роль она выполняет? 3. Коллективная работа над формулировкой определения приставки. Сравним с определением в рамке (с. 88). Что можно добавить? 4. Работа в парах. Проговаривание определения. |
Включает в продумывание целей наблюдения. Организует наблюдение над ролью приставок и их местом нахождения в слове. Развивает учебно-деловую речь. Организует выведение определения детьми, его корректировку с помощью информации в рамке. |
Наблюдают за местом нахождения и ролью приставки в слове. Определяют оттенки значения, вносимые приставками. Делают выводы. Формулируют определение приставки. Уточняют, дополняют с помощью информации в рамке. |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. Чистописание. Рт, с. 29. У, Ч, уч, ач, ученик, удача. Ученику — удача, учителю — радость. Как вы понимаете эти слова? Очень надеюсь, что этот урок принесёт нам удачу и радость от открытия новых знаний. 2. № 7 (с. 88). Работа с текстом стихотворения К. Случевского по заданиям учебника. Списывание текста. Выделение приставок в словах (глаголах). 3. № 8 (с. 89). Игра «Поднимись на воздушном шаре». Работа в паре. Образование и запись однокоренных слов с помощью заданных приставок. 4. № 9. Устная работа со стихотворением Г. Сапгира по заданиям учебника. (Приставка про- обозначает, что действие было совершено.) |
Совершенствует технику письма. Настраивает на успешную работу. Упражняет в нахождении глаголов, в выделении приставок. Организует соревнование. Учит работать в паре. Упражняет в образовании слов с заданной приставкой. Учит определять значение приставки. |
Тренируют руку. Дают толкование пословице. Передают текст дословно. Находят глаголы и обозначают в них приставки. Образуют однокоренные слова с помощью приставок. Работают в паре. Проверяют результаты работы. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Все ли задачи урока мы выполнили? Что нового узнали? Почему приставки называются значимой частью? Кто теперь может ответить на вопрос, что такое приставка? Как эти знания могут пригодиться вам? 6. Д/з: учебник, с. 88, правило в рамке (устно), Рт, с. 30, № 3, по желанию Рт, с. 30, № 5. |
Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. Способствует развитию познавательной активности. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. Делают выбор. |
Урок 51. Суффиксы и приставки в слове
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: упражнять в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно), в выделении суффиксов и приставок в слове, познакомить с термином «ос- н ова сл ова».
Планируемые результаты: образовывать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов, различать приставку и предлог, выделять приставки и предлоги в слове.
Оборудование: учебник, Рт, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
1. Рт № 3 (с. 30). Получилось ли у вас образовать однокоренные слова с приставками? Как пишется приставка со словом? Почему? (Это часть слова.) 2. № 5. Кто сумел образовать с помощью приставок слова с противоположным значением? Отлёт — прилёт, приколоть — отколоть, приезд — отъезд. Как вы написали слово отъезд? |
Проверяет выполнение задания. Поощряет учащихся, выполнявших дополнительное задание. |
Предъявляют выполнение задания. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Сегодня завершающий урок по теме «Суффиксы и приставки в слове». Какие задачи нам предстоит решать на этом уроке? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Ставят задачи урока с опорой на тему урока. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 10 (с. 90). С помощью чего образованы имена прилагательные? Подбор однокоренных слов, выделение корня и суффикса. Составление и запись предложений. 2. № 11 (устно). Для кого написано стихотворение? Поясните своё мнение. Найдите слово с приставкой, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему эти суффиксы так называются? 3. № 12. Наблюдение за приставками и предлогами. Списывание предложений. Приставку выделяем значком, предлог подчёркиваем. Какие выводы можем сделать? (Предлог пишется отдельно, приставка слитно со словом, перед глаголом предлог не пишется.) 4. № 13 (с. 90). С помощью каких частей слова можно образовывать однокоренные слова? 5. № 14 (с. 91). Как образовалось слово? Рассмотрите схему. 6. «Ключик». Прочитайте информацию «Ключика». Как вы поняли, что входит в основу слова? Как она обозначается? 7. № 15 (с. 91). Комментированное письмо слов и выделение основы слова. |
Упражняет в выделении суффиксов и приставок в слове. Учит понимать речевую задачу автора. Закрепляет знания о значимых частях слова. Организует наблюдение над правописанием предлогов и приставок. Знакомит с образованием слов с помощью одновременно суффикса и приставки. Учит работать с информацией. Знакомит с термином — «основа слова». Упражняет в выделении основы слова. |
Выделяют суффиксы в словах. Составляют предложения, записывают их. Определяют, для кого написано стихотворение. Объясняют своё мнение. Наблюдают и делают выводы. Различают приставку и предлог. Выделяют приставки. Читают ребус. Работают с дополнительной информацией, выделяют главное. Комментируют записи, выделяют основы слова. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Все ли задачи урока мы выполнили? Что нового узнали? Какие части слова называют значимыми? Почему? Как эти знания могут вам пригодиться в жизни? 6. Д/з: по выбору № 11 (с. 90) или № 16 (с. 91). |
Организует рефлексию результатов работы на уроке. Предоставляет право выбора. |
Осуществляют рефлексию результатов работы. Делают выбор. |
Урок 52. Окончание слова
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: дать понятие об окончании как изменяемой части слова, провести наблюдение над значением окончания — указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.).
Планируемые результаты: отличать роль окончания от роли других значимых частей в слове; изменять слова при связи слов в предложении.
Оборудование: учебник, Рт, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
№ 16 (с. 91). Кто выполнял дома это упражнение? Какие слова вы образовали с помощью приставок и суффиксов? (Подосиновик, пригородный, привозной.) Какую основу в этих словах вы выделили? Почему? Для чего служат приставки и суффиксы? |
Проверяет выполнение задания. Актуализирует знания о роли приставки и суффикса. |
Предъявляют выполнение задания. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Обратите внимание, в словах пригородный (пригородная), привозной (привозные) осталась неизвестная пока нам часть слова, которая не вошла в основу слова. Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решать на этом уроке? Узнать, что это за часть слова, как она называется. Прочитайте тему урока «Окончание слова». Значит, о какой части слова мы должны постараться как можно больше узнать? И обязательно выяснить, чем окончание отличается от приставки и суффикса. |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Участвуют в постановке задач урока. |
|
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. С. 92, № 1 (устно). Наблюдаем, как изменяется слово чеснок. Какая часть слова изменяется? Что благодаря этому образуется, однокоренное слово или форма этого же слова? Какой вывод можно сделать? (Окончание — изменяемая часть слова, она служит для образования форм слова.) 2. Работа с правилом в рамочке (с. 92). Как можем дополнить свой вывод. Какую работу выполняет окончание слова? Как его обозначают графически? Нам ещё предстоит разобраться, почему окончание называют значимой частью слова. 3. Лексико-орфографическая работа со словом чеснок. Запись форм слова чеснок, графическое выделение окончания. Какое же окончание в слове чеснок? 4. Работа с информацией «Ключика» (с. 92). Понаблюдаем, значение каких форм слова показывает окончание. 5. № 3. Изменение формы слова по вопросам. Комментированное письмо. 6. № 4 (с. 93). Изменение формы слова: один — много. Благодаря изменению формы слова, мы можем проверить написание слова. Работа в парах. Взаимопроверка. 7. № 5 (устно). Какие окончания указывают нам на имена прилагательные? |
Организует наблюдение над изменением слова в предложении. Учит работать с информацией. Развивает учебно-деловую речь. Развивает орфографическую зоркость. Организует работу над пониманием окончания — как значимой части слова. Организует пропедевтическое знакомство с изменением слова по падежным вопросам; изменение формы слова как приём проверки написания слов. |
Наблюдают, делают выводы. Дают своё определение окончанию. Сопоставляют своё определение с информацией в рамке, дополняют. Производят записи, выделяют окончание графически. Изменяют слова по вопросам. Комментируют запись. Изменяют форму числа. Проверяют написание слов. Работают в паре. Выполняют взаимопроверку. Различают окончания существительных и прилагательных |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Выполнили мы задачи урока? С какой частью слова мы познакомились? Чем окончание отличается от приставки, суффикса? Почему окончание называют значимой частью слова? 5. Д/з: учебник, с. 92, правило в рамке (устно), по выбору № 1 (с. 92) или № 5 (с. 93). |
Организует рефлексию работы на уроке. Предоставляют право выбора. |
Осуществляет рефлексию работы. Делают выбор. |
Урок 53. Окончание слова
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: упражнять в определении окончаний в словах, в различении однокоренных слов и форм слова; учить находить речевые недочёты, связанные с несогласованностью окончаний слов; развивать устную и письменную речь, учить давать письменные ответы на вопросы, читать схемы предложений.
Планируемые результаты: выделять окончания в словах; различать однокоренные слова и формы слова; читать схемы предложений, строить предложения, изменяя окончания слов.
Оборудование: учебник, Рт, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
№ 1 (с. 92). Что пришлось изменить при записи предложений? № 5 (с. 93). Как вы определяли окончания прилагательных? Чем окончание отличается от приставки и суффикса? |
Проверяет выполнение задания. Актуализирует знания об окончании. |
Предъявляют выполнение задания. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Мы продолжаем работу по теме «Окончание слова». Какие задачи поставим на этот урок? |
Включает в постановку задач урока. |
Ставят задачи урока. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 8 (с. 94). Поиск недочётов в предложении по заданиям учебника. 2. № 9. Чтение схемы предложения. Выборочная запись словосочетаний, формы которых были употреблены неправильно. Запись скорректированного предложения. 3. № 10 (устно). Составление предложений. Какое из составленных предложений — поговорка? (Чеснок и лук от всех недуг.) 4. № 11. Комментированная работа. Разбор однокоренных слов по составу слова. 5. № 13 (с. 95). Составление и запись ответов на вопросы. Составление устного продолжения рассказа. 6. № 14. Ответы на вопросы обобщающего характера: 1) Без какой значимой части слово не существует? 2) Какие части слова помогают образовывать однокоренные слова? 3) Какая часть слова помогает изменять форму слова? |
Учит находить и исправлять речевые недочёты. Упражняет в чтении схемы предложения, в установлении связи между словами, в постановке вопросов. Упражняет в различении однокоренных слов и форм слова. Развивает речь. Диагностирует знания о частях слова. |
Наблюдают, делают выводы. Читают схему предложения. Корректируют запись предложения. Различают однокоренные слова и форму слова. Составляют ответы на вопросы. Делают записи. Составляют устно продолжение рассказа. Предъявляют знания. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Выполнили мы задачи урока? Что нового для себя вы поняли? Чему научились? Умеете ли вы отличать однокоренные слова от формы слова? 5. Д/з: 5 словарных слов, по выбору Рт, с. 32, № 3 или № 4. |
Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке. Предоставляют право выбора. |
Осуществляют рефлексию и самооценку результатов работы. Делают выбор. |
Урок 54. Анализ слов по составу.
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: включить учащихся в определение алгоритма разбора слова по составу значимых частей; обобщить роль всех значимых частей слова; формировать умение анализировать слова с точки зрения его значащих частей.
Планируемые результаты: анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем); синтезировать: составлять слова по заданным значимым частям; группировать слова в соответствии с их составом; выявлять затруднения и находить способы выхода из них.
Оборудование: учебник, Рт, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
Рт № 3. Удалось ли вам поставить слова в нужную форму? № 4. В чём заключались речевые ошибки? Какую роль выполняет окончание? |
Проверяет выполнение задания. Актуализирует знания об окончании. |
Предъявляют выполнение задания. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
«Школа Грамотея» (с. 96). О чём нас спрашивает Грамотей? Какие задачи поставим на этот урок? |
Включает в постановку задач урока. |
Ставят задачи урока. |
|
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. № 1 (с. 96). Как вы думаете, с чего нужно начинать разбор слова? 2. «Ключик» (с. 96). Воспользуемся информацией «Ключика» и продумаем ход разбора слова по значимым частям. Коллективное обсуждение: 1) Что нужно сделать, чтобы определить корень слова? Подбираем однокоренные слова. 2) А чтобы выделить окончание? Изменяем слово: один — много или по вопросам. 3) Как узнать, есть ли в слове приставка? 4) А суффикс? 5) Что входит в основу слова? |
Включает в осмысление и определение алгоритма действий по анализу состава слова. |
Высказывают мнение. Работают с информацией ключика. Определяют смысл действий при разборе слова. |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. Чистописание. Рт с. 31. ц, щ, ец, ещ, клещи, хлебец. Разбор слов с проговариванием действий по заданному алгоритму. Поешь каши и щец, да ещё хлебец. 2. Запись и комментированный разбор слов по составу (с опорой на план): береговой (патруль), привокзальная (площадь), поделишь. 3. № 2 (с. 96). Различение однокоренных слов и формы слов. Чтение схем состава слов. Запись слов к каждой схеме. Море, морской, заморский. Грузят, грузчик, погрузка. 4. № 3 (с. 97). Собираем слово. Работа с «Ключиком». Деление слова для переноса: под-корм- ка. |
Совершенствует технику письма. Учит анализировать (разбирать) слова с точки зрения его значащих частей. Учит действовать по алгоритму, читать схемы состава слов, соотносить слова с этими схемами. Знакомит с правилами переноса с учётом состава слова. |
Тренируют руку. Анализируют состав слова, действуют по алгоритму. Различают однокоренные слова и формы слова. Читают схемы состава слов. Соотносят слово и схему. Объясняют действия. Собирают слово из значимых частей. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Выполнили мы задачи урока? Какие действия мы выполняем, анализируя слово по составу? Что получается? В чём сложность? Над чем нужно работать? 6. Д/з: Рт, с. 32, № 5, по выбору Рт, с. 33, № 6 или учебник, № 4 (с. 97). |
Организует рефлексию и самооценку результатов работы на уроке. Предоставляют право выбора. |
Осуществляют рефлексию и самооценку результатов работы. Делают выбор. |