Технологические карты уроков к курсу «Русский язык» - О. Б. Калинина 2018
«Жизнь» языка в речи
Урок 79. Слово в предложении
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: помочь осмыслению учащимися взаимосвязи языка и речи, роли слова в предложении, мотивировать на развитие собственной речи, обогащать речь учащихся введением в неё авторских образных слов и выражений.
Планируемые результаты: объяснять процесс рождения речи, переводить образную информацию в словесную, находить главное в сообщении-тексте, определять лексическое и общее значение слов, различать части речи.
Оборудование: учебник, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Рассмотрите маршрутный лист (с. 3). Какой раздел нам предстоит изучать? Какие темы входят в этот раздел? Что вы уже знаете? Как вы понимаете, почему «жизнь» языка в речи? Какие же задачи мы должны поставить перед собой? |
Включает учащихся в постановку задач урока. Акцентирует внимание детей на взаимосвязь языка и речи. |
Ставят задачи урока с опорой на маршрутный лист. |
|
2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 1 (с. 4). Как слова участвуют в рождении речи? (Примерные рассуждения: слова-снежинки, соединяясь друг с другом, образуют снежные комки-предложения, а из предложений — составляются тексты — снеговик.) 2. № 2 (устно). Поиск ответа на вопрос учебника. 3. Подготовка руки к письму. Чистописание. 4. № 2. Поиск предложения с главным утверждением о слове в речи и его запись. 5. № 3. Поиск образных слов и сравнений по заданиям учебника. Запись загадок и отгадок. Определение частей речи. Нахождение слов с орфограммой «парные звонкие и глухие согласные». 6. № 4 (устно). Чтение строк С. Я. Маршака. Поиск толкования слова охапки. Что поэт мог назвать бровями дома? В народной традиции «очеловечивание» дома: крыша — голова — шапка, окна — очи (глаза) — до бровей. Какие слова употреблены в прямом, а какие в переносном значении? Что можно/нужно дорисовать художнику, чтобы рисунок соответствовал тексту? 7. Творческая работа. А давайте попробуем составить свой текст о зиме, о зимних забавах. Постарайтесь использовать образные слова и сравнения, с которыми мы работали сегодня на уроке. Коллективное составление текста. 3. Д/з: по выбору учебник, № 4 (с. 5) или составить и записать небольшой текст о зиме, зимних забавах — № 6 (с. 5). |
Акцентирует внимание на роли слова в речи. Организует работу с текстом. Совершенствует технику письма. Акцентирует внимание на свойства слов: иметь разные лексические значения, употребляться в переносном значении. Развивает устную речь детей, обогащает образными словами и сравнениями. Предоставляет право выбора. |
Объясняют рождение речи, переводя образную информацию в словесную. Объясняют роль слова на основе текста. Находят в тексте главное предложение. Тренируют руку. Определяют части речи. Находят слова с определённой орфограммой. Находят образные слова, сравнения. Определяют прямое и переносное значение слова. Составляют, дополняют текст. Используют образные слова, сравнения. Делают выбор. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Какие задачи урока мы выполнили? Над чем ещё предстоит работать? Что нового вы узнали? Оцените своё участие в уроке от 5 до 10 баллов. Кто поставил себе 9 — 10 баллов; 7 — 8 баллов; 5 — 6 баллов? Почему? Над чем нужно работать? |
Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. |
Урок 80. Предложение. Члены предложения
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: углубить понятие о структуре предложения; способствовать активному участию детей в формулировке определения предложения; дать общее представление о главных членах предложения (без терминов).
Планируемые результаты: называть предметы, действия, признаки предметов; составлять предложения; наблюдать, делать выводы, дополнять формулировку определения с помощью информации в рамке; находить главные члены предложения; «читать» схемы предложения и знаки препинания.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
1. № 4 (с. 5). Кто записал строки С. Я. Маршака? Какие части речи использует поэт в этих строках? 2. Кто записал свой текст о зиме? Прослушивание нескольких рассказов. Какие интересные образные слова использовали? Удалось выразить своё отношение к зиме? |
Проверяет выполнение домашнего задания. Поощряет творческую активность. Учит анализировать текст. |
Предъявляют результаты работы. Анализируют тексты детей на наличие образных средств и выражения отношения. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте тему урока. Что мы с вами уже изучали? Что нам предстоит узнать? Какие задачи поставим на этот урок? |
Включает в постановку задач урока. |
Ставят задачи на основе темы урока. |
|
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
Давайте вспомним, что мы знаем о предложении. Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце ставится точка или ? или ! Нам необходимо дополнить наши знания о предложении. Постарайтесь работать вдумчиво. |
Актуализирует знания учащихся о предложении. Уточняет задачу урока. |
Предъявляют знания о предложении. |
|
4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. № 1 (с. 6). По заданию учебника называют и записывают предметы (лица), действия и признаки предметов: мальчик, собака, рыжая, гуляет, бежит, девочка, пишет, мел, маленькая, и т. д. Составляют и записывают предложения. (Примерно: Мальчик гуляет с собакой. Девочка пишет на асфальте мелом.) — Как набор слов становится предложением? (Выстраиваем слова в цепочку слово за словом, изменяем слова... .) А зачем мы добавили дополнительные слова с, на, асфальте? Молодцы! Давайте сравним наши выводы с правилом в рамке. 2. Работа с текстом в рамке — определение предложения (с. 6). Чтение. Выявление новых сведений, терминов. — Слова связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью средств, которые изучает грамматика: изменение форм слов, введение слов-связок (предлогов, союзов). — Предложение может состоять из одного слова (Гол!) — Слова в составе предложения имеют своё название (термин) — члены предложения. Молодцы! Мы с вами дополнили наши знания новыми. |
Подчёркивает новую функцию слов в составе предложений — слова становятся членами предложения и участвуют в выражении мыслей. Активизирует на дополнение сведений о предложении. Учит работать с учебным текстом. Знакомит с новыми терминами, уточняет. Обобщает высказывания детей. |
Называют предметы, признаки, действия. Составляют предложения. Анализируют действия по составлению предложений. Делают выводы. Находят в учебном тексте новое. Высказывают суждения. |
|
5. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 2 (с. 6). Работа со схемами предложений по заданиям учебника. Выбор построения, интонации и знаков препинания зависит от речевой задачи, которую решают с помощью предложения (спросить, ответить, выразить чувство, побудить человека и др.). Найдите к каждой схеме предложение из текста в рамке. 2. № 4 (с. 7). Запись и разбор 1-го предложения по заданиям учебника. Выявляются главные по функции слова предложений — главные члены предложения: названия того, кто совершает действие (действующее лицо, заменяющий его предмет), и названия его действий. Составление схемы предложения. 3. Лексико-орфографическая работа со словом пассажир. |
Организует работу со схемами предложений. Актуализирует знания об интонации и знаках препинания, правила оформления записи предложений. Учит определять и графически выделять главные члены предложения. Обращает внимание на выделение их стрелкой с двумя «наконечниками». |
Читают схемы предложений. Соотносят с предложениями из правила. Устанавливают взаимосвязь между речевой задачей, интонацией и знаком препинания. Определяют главные члены предложения. Обозначают их графически. Моделируют схему предложения. Работают с орфографическим словарём. |
|
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Какие новые знания вы получили на уроке? Как мы работали? Почему удалось самим дополнить правило о предложении? Что для вас было самым трудным на уроке? А самым интересным? 7. Д/з: повторить правило в рамке (с. 6), № 4 (2го, 3-го предложения), 5 словарных слов. |
Организует рефлексию по результатам работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию работы. |
Урок 81. Предложение. Члены предложения
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: способствовать активному участию детей в выведении способа действии по составлению предложений; учить определять главные члены предложения (без терминов), путём выделения главных членов предложения находить границы предложений в непунктированном тексте.
Планируемые результаты: находить главные члены предложения; действовать по алгоритму, составлять предложения, оформлять границы предложений в непунктированном тексте.
Оборудование: учебник, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
1. № 4 (с. 7). Какие главные члены вы выделили во 2-м и 3-м предложениях? Как обозначили их графически? 2. Запись словарных слов с орфографическим проговариванием. |
Проверяет выполнение домашнего задания. |
Предъявляют результаты работы. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Над какой темой мы с вами работаем? Что такое предложение? Что ещё мы знаем о предложении? А знаете ли вы способ, как можно составлять предложения? Давайте попробуем сами вывести этот способ. Какие качества нам пригодятся в работе? |
Включает в постановку задач урока. Актуализация знаний. |
Предъявляют знания о предложении. Ставят задачи личностного плана. |
|
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
1. № 7 (с. 8). Как будем действовать при составлении предложений, если все слова даны в начальной форме (как в словаре)? 1) Работа в парах. Составьте и запишите 1-е предложение № 7 (а). Обсудите с товарищем последовательность действий при составлении предложения. 2) Коллективное обсуждение. Что нужно сделать сначала? (1 — Понять, что делают? И кто это делает? То есть найти главные члены предложения.) Молодцы! А потом? (2 — Дополнить предложение другими словами по смыслу.) Что для этого придётся делать? (3 — Изменять слова, добавлять слова.) 2. Работа с информацией «Ключика» (с. 8). Что нового мы узнали? Как можем дополнить наш способ? Запись 2-го предложения № 7 (б). Попробуем использовать этот способ при составлении предложений. |
Организует рефлексию действий при составлении предложений. Подводит к выводу способа по составлению предложений. Организует работу с дополнительной информацией по уточнению способа по составлению предложений. |
Работают в парах. Составляют предложение. Обсуждают действия по составлению предложения. Составляют алгоритм действий — способ. Дополняют, уточняют способ с помощью информации «Ключика». |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 8 (с. 8). Комментирование действий по составлению предложения (с опорой на рисунок и схему) по выведенному алгоритму. Маленький медвежонок спит около миски. Выделите графически главные члены предложения. В каких словах встретились изученные орфограммы? 2. Какие слова выделены в рамке на с. 8? Как вы думаете, почему? 3. № 10 (с. 9). Работа с непунктируемым текстом по заданиям учебника. Наш способ поможет нам выделять предложения в тексте. Работа над интонацией. Комментированная запись с выделением изученных орфограмм. |
Диагностирует понимание способа. Организует применение способа в разных ситуациях: с опорой на рисунок и схему, в непунктируемом тексте. Акцентирует важность умения находить главные члены предложения. Организует сопутствующее повторение изученных орфограмм. |
Применяют способ по составлению предложений (действовать в соответствии с алгоритмом) в разных ситуациях. Находят изученные орфограммы. Аргументируют их написание. Определяют интонацию предложений и соответствующие знаки препинания. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Что нам удалось открыть нового на уроке? Какой способ составления предложений мы открыли? В каких случаях этот способ вам пригодится? Какие качества помогли нам в работе? № 9 (с. 9). Обобщите, по каким признакам можно определить предложение как единицу языка и речи? 6. Д/з: 5 словарных слов и по выбору Рт2, с. 5, № 4 или учебник, с. 9, № 11 (устно), № 12. |
Организует рефлексию по результатам работы на уроке, обобщение признаков предложения. Предоставляют право выбора. |
Осуществляют рефлексию работы. Обобщают признаки предложения. Делают выбор. |
Урок 82. Текст. Тема текста
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока: углубить понятие о тексте, дать общее представление о широких и узких темах; учить понимать смысл содержания текста по ориентировочным основам: заголовку, ключевым словам; упражнять в озаглавливании текста, в восстановлении логичности, в составлении мини-высказываний по личным впечатлениям.
Планируемые результаты: читать, понимать содержание познавательных и художественных текстов, ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям, подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы; сопоставлять факты и языковые средства в авторских текстах и при создании собственных текстов.
Оборудование: учебник, ЭФУ, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Работа с маршрутным листом (с. 3). Какие темы мы изучили? Что нового узнали о предложении? Что предстоит изучать? Какие задачи поставим перед собой? |
Включение в постановку задач урока. Актуализация знаний. |
Предъявляют знания о предложении. Ставят задачи личностного плана. |
|
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|||
№ 1 (с. 10). Обсуждение вопросов и заданий учебника. Чем отличается текст от предложения? |
Акцентирует внимание, что предложение и текст — это высказывания. Подводит к углублению знаний о тексте. |
Сравнивают предложение и текст. Предъявляют знания. |
|
3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
Работа с учебным текстом в рамке (с. 10). Что нового сообщается о тексте? |
Углубляет представление тексте: о теме текста, тематическом единстве предложений. |
Находят новую информацию. Объясняют. |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. Докажите, что высказывание Насти (№ 1) — это текст, используя новые знания. — Какой темой объединены предложения? Лексико-орфографическая работа со словами погода, непогода. — А важно, чтобы предложения шли в определённом порядке? Почему? Попробуйте поменять предложения в тексте местами. Да, действительно нарушается смысл, становится непонятно. 2. Запись текста — высказывания Насти. Нахождение и подчёркивание орфограмм в корне слов. 3. № 4 (с. 11). Анализ текста В. Чаплиной по заданиям учебника. Определение, выбор наиболее точного заголовка. Списывание текста. Выделение главных членов предложения. 4. № 5 (устно). Что мешает понять содержание текста? Как можно исправить текст? Установление последовательности предложений. |
Диагностирует понимание нового. Организует работу с одной микротемой. Совершенствует умения в соблюдении логичности мыслей (предложений) в высказываниях. Организует сопутствующее повторение правописания слов, выделения грамматической основы предложения. |
Определяют тему. Определяют важность логики в последовательности предложений. Находят орфограммы корня в словах. Определяют тему, выбирают точный заголовок. Передают информацию. Выделяют главные члены предложения. Устанавливают логическую последовательность предложений. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Что нам удалось узнать нового на уроке? Какие качества помогли нам в работе? Как мы работали? В каких ситуациях вы можете использовать эти знания? 6. Д/з: № 5 (с. 11), 5 словарных слов. |
Организует рефлексию по результатам работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию работы. |
Урок 83. Важное умение — понимать текст
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: воспитывать уважительное отношение к книге как явлению культуры; акцентировать внимание детей на умении понимать текст, учить их добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам; развивать коммуникативные умения учащихся.
Планируемые результаты: уточнять значение слов по словарю, выбирать нужное значение многозначного слова; определять тему текста, выбирать соответствующий ей заголовок; добывать информацию о книге по её обложке, высказывать мнение, доказывать своё мнение; оценивать своё умение понимать текст.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
1. № 5 (с. 11). Какую работу вам пришлось сделать, чтобы внести правку в текст? 2. Чистописание (Рт2, с. 3). чт, чш. Чтение — лучшее учение. 3. Орфографическое проговаривание словарных слов и запись под диктовку: пассажир, погода, непогода, ... |
Организует рефлексию выполнения домашнего задания. Готовит руку детей к письму. Развивает фонетическую зоркость. |
Осуществляют рефлексию действий. Тренируют руку. Запоминают написание слов. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте тему урока (с. 12). Как вы думаете, почему важно уметь понимать текст? Над чем будем работать на уроке? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Ставят задачи урока с опорой на тему. |
|
3. ДИАГНОСТИКА И САМООЦЕНКА |
|||
№ 1 (с. 12). Умеете ли вы понимать текст? Проверьте себя. Работа с текстом по заданиям учебника. Поиск значения слов Вселенная, фантастический в толковом словаре учебника. Какое значение слова Вселенная используется в тексте? Обсуждение выбранных заголовков. Почему вы считаете, что этот заголовок лучше отражает тему текста? Оцените ваше умение определить тему этого текст? (Умею определять тему, нужно учиться определять тему текста.) |
Диагностирует понимание текста. Ставит задачу по самооценке умения понимать текст. Учит находить слова с неизвестным значением, использовать словарь. |
Выделяют слова, значение которых нужно уточнить. Определяют лексическое значение по словарю, выбирают подходящее значение многозначного слова. Выбирают заголовок, отражающий тему. |
|
4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 3 (с. 13). Работа в парах. Определение содержания книг по их обложкам. — По какой обложке книги вы высказали разные предположения? (Слово в жемчугах.) 2. № 4. Из какой книги этот текст? Работа по заданиям учебника. Запись последнего предложения текста. Определение главного члена предложения, обозначающего действие. Поиск орфограмм в корне слов. 3. № 5. Письмо по памяти пословицы: Книжное слово в жемчугах ходит. Почему в народе так говорили о книге? 5. Д/з: учебник, с. 12, № 2 (б) или (в), подготовиться к словарному диктанту. |
Учит соотносить заголовок с темой текста. Воспитывает чувство уважения к книге. Формирует умение использовать добытую информацию для получения новых знаний. Формирует коммуникативные умения. Развивает орфографическую зоркость. Предоставляет право выбора. |
Добывают информацию по названию книги, перерабатывают её. Высказывают мнения, аргументируют их. Выделяют главные члены, орфограммы в корнях слов. Передают информацию письменно, в том числе по памяти. Делают выбор. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Какие задачи урока мы выполнили? Над каким умением мы работали? Что нового вы узнали? Оцените своё умение понимать текст. (Умею, нужно учиться.) Когда вам может пригодится это умение в жизни? |
Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. |
Урок 84. Важное умение — понимать текст
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: прививать интерес к чтению как источнику познания; проверить умение писать словарные слова; учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам; учить высказывать мнения по поводу пословиц о книге.
Планируемые результаты: добывать информацию о книге, определять части текста; высказывать мнение, строить ответ на вопрос с опорой на данную информацию.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
1. Чистописание. 2. Словарный диктант. |
Развивает технику письма. Организует проверку написания словарных слов. |
Тренируют руку. Предъявляют умение безошибочно писать словарные слова. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Прочитайте ключевые слова урока (с. 14). Как вы думаете, над чем будем работать на уроке? Какие задачи поставим? |
Включает учащихся в постановку задач урока. |
Ставят задачи урока с опорой на ключевые слова урока. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. № 6 (с. 14). Что значит «начать с красной строки»? Откуда пошло это выражение? Поиск ответов на эти вопросы. Запись ответов с использованием красной строки. Подчеркните в словах изученные орфограммы. 2. № 7. Работа над текстом по заданиям учебника. Выделение 2-х частей. Сравнение пословиц по смыслу. 3. Письмо пословиц по памяти. Самопроверка. 4. № 8 (с. 15). Обсуждение ответа на вопрос учебника. Поиск значения слова энциклопедия в словаре (с. 137). Дополнение предложения. (Возможный вариант: В них собраны рассказы обо всём на свете.) Запись предложений с красной строки. 5. № 9 (устно). Коллективное обсуждение и чтение текста («Ключик»). 4. Д/з: по выбору учебник, с. 15, № 10 (а) — списать текст «Ключика» или № 10 (б). |
Организует поиск информации. Учит делать записи с красной строки. Организует сопутствующее повторение изученных орфограмм. Учит выделять части в тексте, ориентируясь на красную строку, определять смысл пословиц. Развивает орфографическую зоркость. Учит выделять информацию по обложке книги, ориентироваться в словарях. Мотивирует на работу с энциклопедиями. Предоставляет право выбора. |
Находят ответ на вопрос с опорой на текст и рисунок. Определяют орфограммы. Выделяют части текста. Сравнивают пословицы по смыслу. Пишут пословицы по памяти. Дополняют предложение. Используют при записи красную строку. Обсуждают. Делают выбор. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Какие задачи урока мы выполнили? Над каким умением мы работали? Что нового вы узнали? Оцените своё участие в уроке от 5 до 10 баллов. Кто поставил себе 9 — 10 баллов; 7 — 8 баллов; 5 — 6 баллов? Почему? Над чем нужно работать? |
Организует рефлексию и самооценку по результатам работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию и самооценку работы. |
Урок 85. Важное умение — понимать текст
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: прививать интерес к чтению как источнику познания; мотивировать на посещение школьной, районной библиотек; познакомить с условиями хранения книг; формировать умение поиска нужной книги по каталогу; учить восстанавливать логическое построение текста, правильно записывать названия книг и их авторов (пропедевтически).
Планируемые результаты: объяснять, как хранятся книги в библиотеке, орфоэпически правильно и уместно употреблять слова стеллаж, картотека, каталог; составлять каталог книг в алфавитном порядке; корректировать текст, устанавливать последовательность предложений в тексте в логическом порядке.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|||
Кто на Руси является создателем первой печатной книги? Что вам ещё удалось узнать об истории создания книги? Молодцы! Как вам удалось об этом узнать? |
Проверяет выполнение задания. Поощряет познавательную активность детей. |
Предъявляют результаты работы. |
|
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
1. Знаете ли вы, где хранятся книги? Лексико-орфографическая работа со словом библиотека. Обращение к этимологическому словарю (с. 137). 2. Тот, кто хочет научиться хорошо понимать книги, много знать, должен уметь пользоваться библиотекой. Какие задачи поставим перед собой на этот урок? |
Включает учащихся в постановку задач урока. Развивает орфографическую зоркость. |
Работают с этимологическим словарём. Подбирают однокоренные слова. Запоминают написание слов. Ставят задачи урока. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
1. У кого из вас есть домашняя библиотека? А кто посещал районную библиотеку? Кто пользуется школьной библиотекой? Молодцы! Что вы говорите, когда приходите в библиотеку? Как просите нужную книгу? 2. № 13 (с. 17). Знаете ли вы, как называются шкафы, в которых хранятся книги? Как быстро найти нужную книгу? Работа со словами стеллаж, картотека, каталог. Запись слов. 3. № 14 (устно). Обсуждение в классе. Правильно ли мальчик ищет книгу С. Я. Маршака «Почта»? Что бы вы посоветовали мальчику? Как пишется название книги? (С большой буквы и в кавычках.) 4. Рт2, № 3 (с. 8). Работа в парах. Вам дали задание составить каталог в двух вариантах — по названию произведения и по фамилии автора. Как будете работать? Фронтальная проверка. 5. № 11 (с. 16). Работа по восстановлению последовательности текста сказки по заданиям учебника. Запись названия сказки (русская народная сказка «Маша и медведь») и текста с использованием красной строки для выделения абзацев. 4. Д/з: Рт2, № 3 (с. 4, 5), 5 словарных слов; по желанию № 16 (с. 17). Принести на следующий урок из своей домашней библиотеки книгу (рассказ, сказку), которую ты хотел бы посоветовать прочитать друзьям. |
Ориентирует на посещение библиотек, акцентирует внимание на культуру поведения. Знакомит с устройством библиотеки и приёмами нахождения книги. Диагностирует понимание детей в использовании каталога. Акцентирует внимание на правило записи названия книг. Организует работу в паре по составлению каталогов в разных вариантах. Упражняет в восстановлении последовательного изложения текста и записи абзацев с красной строки. Предоставляет возможность для творческой активности. |
Отвечают на вопросы на основе жизненного опыта. Используют этикет выражения. Определяют способ поиска книги. По рисунку находят ошибку в действиях мальчика. Объясняют, дают совет. Используют знание алфавита для составления каталога. Проверяют результаты работы. Определяют название сказки. Корректируют текст: восстанавливают последовательность абзацев. Делают записи в соответствии с правилами письма. Делают выбор. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Какие задачи урока нам удалось выполнить? Что нового вы узнали? Чему научились? Что поняли? Как это может вам пригодится в жизни? |
Организует рефлексию по результатам работы на уроке. |
Осуществляют рефлексию работы. |
Урок 86*. Творческая работа «Сообщение о любимой книге»
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: учить с помощью плана-вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его.
Планируемые результаты: связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге), собирать и отбирать материал для высказывания.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Сегодня мы будем работать в «Мастерской слова». На свете много интересных книг. Но как узнать, какую книгу лучше взять для чтения? Можно посоветоваться с друзьями. Вы сегодня принесли книги, которые вам понравились. Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Да, мы будем учиться писать сообщение о любимой книге. |
Включает в постановку задач урока. |
Включает в постановку задач урока. |
|
2. РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ТЕКСТА |
|||
1. № 2 (с. 18). Работа с планом-вопросником. Давайте познакомимся с планом, который поможет нам подробно рассказать о книге. Какие слова и выражения помогут вам выразить своё отношение к этой книге, показать, что эта книга интересная? Фронтальная работа. 2. Составление устных ответов на вопросы. Работа в парах и индивидуально с опорой на вопросы и материал книги. 3. Прослушивание получившихся текстов (выборочно). Обсуждение: получился текст? Всё ли понятно? Можно ли понять, что эта книга интересная? 4. Как нужно писать текст грамотно? (Ориентироваться на запись слов в вопросе, выписывать слова из книги.) |
Знакомит с планом- вопросником. Акцентирует внимание на использовании оценочной лексики. Организует самостоятельную работу учащихся в парах и индивидуально; корректировку текстов. Ориентирует на отбор языкового материала из вопросов и книги. |
Отвечают на вопросы. Находят и используют слова оценочной лексики. Составляют сообщение на основе вопросов и материалов книги. Корректируют тексты. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ |
|||
Самостоятельная запись текста с опорой на вопросы и текст книги. |
Осуществляет индивидуальную помощь учащимся. |
Выполняют творческую работу. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
1. Чтение сообщений о книге. Вызвало ли это сообщение интерес, желание прочитать книгу? Что можете посоветовать? 2. Как план помог вам в работе? Пригодятся ли вам знания и умения, которые получили на этом уроке? 5. Д/з: дописать сообщение о книге. |
Организует проверку, взаимооценку результатов работы, рефлексию. |
Предъявляют результаты работы. Осуществляют взаимооценку, рефлексию. |
Урок 87. Сочинение о зимних забавах
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Задачи урока: учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражать своё отношение к предмету речи, упражнять в применении знаний и способов действий в нестандартной ситуации (при создании собственных текстов).
Планируемые результаты: связно высказываться о зимних забавах, собирать и отбирать материал для высказывания, составлять и записывать текст с учётом изученных правил письма.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Сегодня мы работаем в «Мастерской слова». Каждый из вас попробует себя в роли писателя. Как вы думаете, а какими качествами должен обладать писатель? Что он должен уметь? Какие задачи поставим перед собой? |
Включает в постановку задач урока. |
Определяют задачи урока, в том числе личностного плана. |
|
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ |
|||
1. Определение темы сочинения. Прежде всего, нужно выбрать тему, по которой вы будете писать сочинение: «Прогулка в лесу», «Зимние забавы», «Интересная экскурсия», «Встреча Нового года». О чём вы будете писать, если выберете тему «Прогулка в лесу»? А «Зимние забавы»? 2. Сбор материала для сочинения. Работа с текстами — образцами сочинений. 1) «Снежная крепость» (с. 19). Удалось ли Оле раскрыть тему? Сколько частей (абзацев) в тексте? Какие слова, сочетания слов вы хотели бы использовать в своём тексте? Орфографическая работа и запись слов: однажды, в каникулы, ... . 2) № 1 (с. 18). Работа с авторскими текстами- описаниями. Какое отношение к зиме в тексте И. Соколова-Микитова? Как он описывает зимний лес? Такое же отношение выражает в тексте Э. Шим? Как вы это поняли? Лексико-орфографическая работа. Какие слова и выражения вы хотели бы использовать в своём сочинении? 3. Составление плана текста. Продумайте порядок частей в своём тексте. Запишите на черновике с помощью ключевых слов. |
Организует подготовительную работу по определению детьми темы, сбора необходимого языкового материала для создания текста. Активизирует внимание на строении текста (3 части). Проводит орфографическую работу по предупреждению ошибок. Учит ориентироваться при записи слов на словарь и материал учебника. Учит намечать последовательность частей текста с помощью ключевых слов. |
Выбирают тему. Определяют примерное содержание каждой темы. Определяют части текста. Отбирают слова и словосочетания к своему тексту. Выделяют орфограммы в словах. Определяют отношение автора. Намечают план своего текста с помощью ключевых слов. |
|
3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. СОЗДАНИЕ ТЕКСТА |
|||
1. Составление устных текстов. Запишите название сочинения. Составьте текст (устно). 2. Прослушивание образцов устных сочинений. 3. Самостоятельная запись текста с опорой на материал учебника. 4. Чтение нескольких сочинений. |
Развивает устную и письменную речь. Осуществляет индивидуальную помощь учащимся. |
Выполняют творческую работу. Составляют устный текст. Записывают собственный текст. Предъявляют результаты работы. |
|
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Что помогло вам в работе над собственным текстом? Как мы работали, чтобы текст получился? Как вы считаете, удалось вам выразить свои мысли и чувства? Над чем нужно ещё работать? |
Организует самооценку результатов работы, рефлексию. |
Осуществляют самооценку, рефлексию. |
Урок 88*. Анализ сочинения
Тип урока: урок рефлексии и коррекции результатов работы.
Задачи урока: организовать презентацию результатов «проб пера»; учить анализировать тексты, определять части текста, отношение автора; учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты.
Планируемые результаты: корректировать (редактировать) написанное, проводить презентацию сочинения; корректно вносить собственные замечания, предложения.
Оборудование: учебник, ...
Ход урока |
Действия учителя |
УУД учащихся |
Примечание |
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УРОКА |
|||
Общая оценка учителем по итогам сочинения с двух позиций: 1) передача содержания и речевое оформление; 2) грамотность записи. Какие задачи поставим на этот урок? |
Включает в постановку задач. |
Определяют задачи. |
|
2. АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ |
|||
1. Презентация учащимися своих сочинений. Ответы на вопросы: — Удалось ли раскрыть тему? А выразить своё отношение? 2. Обсуждение текстов. — Согласны ли вы с автором, что тема раскрыта? — Сколько частей вы можете выделить в тексте? — Что понравилось? Что посоветовали бы молодому автору? |
Организует представление и рефлексию результатов работы. Учит анализировать текст, делать тактичные замечания, давать советы. |
Предъявляют результаты работы. Соотносят тему и содержание текста. Выделяют части текста. Определяют отношение автора. Дают советы. |
|
3. КОРРЕКТИРОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВ |
|||
Запись текстов с учётом замечаний. Оформление текста сочинения для творческой выставки работ. 4. Д/з: дооформить творческую работу. |
Организует работу по корректировке и оформлению сочинений. |
Корректируют тексты. Оформляют для выставки. |
|
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|||
Выполнили ли мы задачи урока? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время письма сочинения? Над чем нужно работать, чтобы научиться выражать свои мысли и чувства? |
Организует рефлексию. |
Осуществляют рефлексию. |