Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 1. Что мы знаем о звуках и буквах

Цель: уточнить представления детей о звуках и буквах, понятиях: «фонетика», «фонема», «фонематический слух»; развивать внимание, мышление, фонематический слух, ориентацию в пространстве, артистические способности.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня, ребята, мы повторим изученный ранее материал о звуках и буквах нашей речи.

Задание 1. Расшифруйте ребусы. Запомните, что обозначают данные слова.

Ответ. Фонетика. Наука о звуках.

Слово «фонетика» образовалось от греческого слова phonema, что значит «звук».

Ответ. Графика. Наука о том, какими буквами на письме обозначаются те или иные звуки.

Задание 2. Выберите правильный ответ. Отметьте его ٧

— В устной речи слова состоят:

□ из букв; □٧ из звуков.

— В письменной речи слова состоят:

□٧из букв

□ из звуков

— Звуки мы ...

□٧слышим и произносим;

□ пишем, видим, называем

— Буквы мы ...

□ слышим и произносим;

□٧пишем, видим, называем

— На письме звуки обозначаются...

□ цифрами;

□٧буквами

Задание 3. Разгадайте кроссворд. Если вы сделаете это правильно, то в выделенном столбце сможете прочитать отгадку на следующую загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

По горизонтали.

1. В долг зерно возьмёт —

каравай вернёт.

2. Под потолком сияет,

квартиру освещает.

3. Зверь я горбатый,

а нравлюсь ребятам.

4. Ранним утром мгла сокрылась,

Солнце в небе появилось.

5. Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкой этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход.

6. Спать, спать, спать!

Нас зовёт к себе кровать.

Уже погасили свечи —

На дворе, посмотри, поздний ...

7. Ну, кто готов

Свои две шпаги

Скрестить

Из-за клочка бумаги?

8. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт.

9. Есть один такой цветок —

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка —

Был цветок —

И нет цветка.

10. Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел.

Ответы. 1. Поле. 2. Лампочка. 3. Верблюд. 4. Рассвет. 5. Карандаш. 6. Вечер. 7. Ножницы. 8. Весна. 9. Снежинка. 10. Бабочка.

Слово в выделенном столбце. Подснежник.

Назовите все звуки и все буквы, из которых состоит * слово-отгадка.

Ответ. Звуки: [П], [А], [Т], [С], [Н’], [Э], [Ж], [Н’], [И], [К]. Буквы: «пэ», «о», «дэ», «эс», «эн», «е», «жэ», «эн», «и», «ка».

Обучение в школе начинается с изучения фонетики, то есть со знакомства со звуками. Каждый ребёнок, если он хочет правильно произносить звуки в словах, должен

развивать фонематический слух, то есть умение слышать и различать звуки. Этим мы сейчас и займемся.

Задание 4. Послушайте ряд слов и подумайте, какой звук у данных слов общий. Раскрасьте букву, обозначающую этот звук, цветным карандашом.

Арбуз, укол, ум, Гудвин. (у)

Кровь, бомба, зонт, осы. (о)

Эхо, эти, крем, бездна. (э)

Уксус, сон, мороз, плюс. (с)

Ива, вода, выдра, квадрат. (в)

Наступило время занимательного привала!

Инсценируйте веселые диалоги.

— Вот и всё, пациент. Вот ваш зуб.

— Спасибо, доктор. А вот ваша ручка от кресла.

— У меня дома мышь над кошкой издевается.

— Как это?

— Сыр в мышеловке валерьянкой мажет.

— Сегодня в школе мы читали сказку про Красную Шапочку.

— Да? И чему же она учит?

— Она учит хорошо запоминать, как выглядят наши бабушки.

— Посмотри, Мишенька, вот идёт наш трамвай номер 1.

— Мама, а за что трамваю «кол» поставили?

— Алёшенька, ты знаешь, для чего в скворечнике порог делают?

— Чтобы птицы ноги вытирали.

— Антошка, что с тобой случилось? Ты такой бледный...

— Нет, ничего. Просто мама заставила меня умыться.

Отгадайте загадку.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную ...

Ответ: ракету

Нарисуйте ракету по клеточкам.

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на одну клетку влево; на одну клетку вверх; на две клетки влево; на две клетки вверх наискосок слева направо; на три клетки вверх; на одну клетку вверх наискосок слева направо.

Левая половина космического корабля готова. Дорисуйте правую.

Продолжаем работу над буквами и звуками.

Задание 5. Буквы-озорницы, «разбежавшиеся» по всему листу, когда-то стояли в словах. Задача: составить из данных букв несколько слов, обозначающих предметы. Использованные для составления слов буквы рекомендуется зачёркивать, а полученные слова выписывать в тетрадь.

Варианты, ответа. Салат, поле, озеро, суп.

Назовите в данных словах сначала гласные звуки, затем согласные. Назовите в данных словах сначала звонкие звуки, затем глухие.

Вы, конечно, помните, что такое алфавит. (Это буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет свое место и свое название.) Предлагаю вам следующее задание.

Задание 6. Выпишите буквы в алфавитном порядке. Зачеркните каждую вторую. Прочтите получившееся слово.

Ответ. Лось.

Мишуткина академия

Задание 1. Название фантазийного растения состоит из частей двух хорошо знакомых вам названий растений. Узнайте их. Запишите.

Липосна ... (Липа, сосна.)

Дурёза ... (Дуб, береза.)

Ромасилёк ... (Ромашка, василек.)

Задание 2. Кто лишний в компании, которая стучит, трещит, гудит, стрекочет? Подчеркните правильный ответ.

Сорока воробей дятел кузнечик шмель

Задание 3. С какой буквы не могут начинаться слова? Подчеркните правильный ответ.

Й Ё Щ Ю Ь Э

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».