Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 2. Что такое лексика?

Цель: познакомить учащихся с понятиями: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»; формировать умение определять лексическое значение слова, а также называть слово по его лексическому значению; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, речь.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Вы помните, ребята, что звуки изучает фонетика, буквы — графика. А как называется наука, изучающая все слова нашего языка?

Задание 1. Разгадайте ребус.

Ответ. Лексика.

Лексика — это наука, изучающая все слова нашего языка. Запас слов, которым владеет человек, называется лексикон. У одних людей лексикон бедный, у других богатый. В нашем современном русском языке 150 тысяч слов. А если прибавить к ним слова иностранного происхождения (например, пальто, кафе), научные термины (например, фонетика, графика, лексика), устаревшие слова (например, кафтан, картуз, треуголка), а также недавно появившиеся слова (например, информатика, компьютер, плеер) ... Получится не меньше полумиллиона!

Конечно, овладеть всеми словами невозможно. Но пополнять свой словарный запас (лексикон) новыми словами можно и нужно всю жизнь. Чем богаче ваш лексикон, тем красивее речь.

Без языка не было бы никаких достижений человечества. Например, изобрели китайцы бумагу и поделились своими знаниями со всем миром с помощью языка. А если бы не поделились рецептом изготовления бумаги, так люди бы еще долго писали на бересте или на глиняных табличках.

Всему название дано —

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И всё, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами, —

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо.

Слова, слова, слова...

Язык — и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Купаться ежечасно!

    А. Шибаев

Слова — это строительный материал, кирпичики, из которых можно построить величественный замок, а можно безобразный сарай. Правда, это будут словесные здания.

Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать в предложении, изменять. Этому нужно учиться.

Каждое слово имеет свое лексическое значение. О лексическом значении слова можно узнать в толковом словаре. Если вы хотите узнать, что означает не очень понятное для вас слово, например, «горница», то, заглянув в толковый словарь, вы узнаете, что так называлась в старину чистая половина крестьянской избы.

Задание 2. Соедините линией слово из левого столбика с его лексическим значением из правого столбика.

Слово может быть общим названием группы предметов.

Задание 3. Выпишите слова в три столбика в соответствии с их общим названием.

Слова: жара, туман, радость, ливень, печаль, кресло, стол, грусть, диван.

Ответ.

Чувства

Мебель

Явления природы

радость

кресло

жара

печаль

стол

туман

грусть

диван

ливень

Задание 4. Разгадайте кроссворд. Если вы сделаете это правильно, то в выделенном столбце прочтёте отгадку на следующую загадку:

Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдёшь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

     (Василёк.)

По горизонтали.

1. Стоит над рекою, трясёт головою.

2. Не пловец, а плывущему

плыть помогает,

Не хитрец, а мигает,

мигает, мигает.

3. Всегда ходят, а с места

не сходят.

4. В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

5. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

6. Стоят дома высотные,

Этажи несчётные,

Шпили колючие

Под тучами летучими.

7. Девица — в темнице,

а коса на улице.

Ответы. 1. Ива. 2. Маяк. 3. Часы. 4. Рябина. 5. Облака. 6. Ёлки. 7. Морковь.

Объясните лексическое значение слова-отгадки.

Ответ. Василёк — полевой цветок.

Отгадайте загадку. Выполните графический диктант.

Очень медленно ползёт,

Панцирь на спине везёт.

   (Черепаха.)

— Зачем вам, черепахи,

Квадраты на рубахе?

— Чтобы в шахматы и в шашки

Играли черепашки!

  В. Орлов

От точки проведите линию на одну клетку вправо; на одну клетку вверх наискосок слева направо; на одну клетку вправо; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на одну клетку вверх наискосок слева направо; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на одну клетку влево; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на одну клетку вниз; на одну клетку вверх наискосок справа налево; на одну клетку влево; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на одну клетку вверх; на одну клетку вверх наискосок справа налево.

Добавьте необходимые детали. Раскрасьте черепаху.

Продолжаем работать над темой.

Задание 5. Назовите слово по его лексическому значению.

Такой, который не проявляет интереса, внимания к

Кому-либо, чему-либо — ... (равнодушный).

То, что дарят, что подарено — ... (подарок).

Сильный ветер со снегом — ... (метель).

Такой, который является примером для подражания — ... (примерный).

Самый обычный — ... (простой).

Любящий жизнь, не знающий уныния — ... (жизнерадостный).

Задание 6. Игра «Три попытки». Я задумаю слово. У вас есть три попытки, чтобы угадать его.

Вариант 1.

А). Он есть почти в каждой квартире. У него может быть разный голос — приятный, мелодичный или резкий, отвратительный.

Б). Конечно, он необходим, но иногда думаешь: лучше б его не было. Впрочем, его можно отключить, но тогда к вам никто не придет.

В). Он предупреждает о приходе гостей своим голосом, и мы идем открывать дверь. (Звонок.)

Вариант, 2.

A). Они нужны каждому ученику.

Б). Ими пользуются обычно на уроке труда. Они бывают опасными, а бывают безопасными.

B). Это инструмент. У них два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Вариант 3.

A). Оно может быть, а может и не быть. Оно бывает плохим или хорошим.

Б). Когда оно хорошее — всё кругом хорошо. Если оно плохое — всё вокруг плохо. И если у родителей оно плохое, то к ним лучше не подходить!

B). Его можно поднять или опустить. Некоторым людям это хорошо удаётся. Если, например, я получу пятерку или мне сделают подарок, оно сразу само собою поднимается. А вот если получу два или меня накажут, оно сразу же опустится. (Настроение.)

Вариант 4.

A). Он всегда появляется неожиданно, особенно летом.

Б). Обычно он появляется вместе с дождём, и сразу все люди подходят к окну, чтобы лучше его рассмотреть.

B). Он представляет собой ледяной горох и бывает разного размера. Часто несёт с собой разрушения. (Град.)

Вариант 5.

A). Его едят, но не всегда. Про него говорят: ни рыба ни мясо.

Б). У него очень много названий. Его ищут. Его можно жарить, варить, солить и сушить.

B). У него есть шляпка и ножка. Он хорошо растет после дождя. Бывает съедобный и несъедобный. Иногда им можно отравиться и даже умереть. (Гриб.)

Мишуткина академия

Задание 1. Какое из данных слов не рифмуется со словом боль? Подчеркните правильный ответ.

Соль моль карамель фасоль

Задание 2. Найдите в фантазийном слове части двух хорошо известных слов — названий кухонных принадлежностей. Запишите эти названия.

Кастрюдце — ... (Кастрюля, блюдце.)

Туркашка — ... (Турка, чашка.)

Графлебница — ... (Графин, хлебница.)

Задание 3. Сколько слов, обозначающих действие (глаголов), в следующих строчках? Подчеркните правильный ответ.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог —

Весь до ниточки промок.

    А. Барто

Один два три четыре пять

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».