Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 1
Занятие 2. Что такое лексика?
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»; формировать умение определять лексическое значение слова, а также называть слово по его лексическому значению; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, речь.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Вы помните, ребята, что звуки изучает фонетика, буквы — графика. А как называется наука, изучающая все слова нашего языка?
Задание 1. Разгадайте ребус.
Ответ. Лексика.
Лексика — это наука, изучающая все слова нашего языка. Запас слов, которым владеет человек, называется лексикон. У одних людей лексикон бедный, у других богатый. В нашем современном русском языке 150 тысяч слов. А если прибавить к ним слова иностранного происхождения (например, пальто, кафе), научные термины (например, фонетика, графика, лексика), устаревшие слова (например, кафтан, картуз, треуголка), а также недавно появившиеся слова (например, информатика, компьютер, плеер) ... Получится не меньше полумиллиона!
Конечно, овладеть всеми словами невозможно. Но пополнять свой словарный запас (лексикон) новыми словами можно и нужно всю жизнь. Чем богаче ваш лексикон, тем красивее речь.
Без языка не было бы никаких достижений человечества. Например, изобрели китайцы бумагу и поделились своими знаниями со всем миром с помощью языка. А если бы не поделились рецептом изготовления бумаги, так люди бы еще долго писали на бересте или на глиняных табличках.
Всему название дано —
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо.
Слова, слова, слова...
Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Слова — это строительный материал, кирпичики, из которых можно построить величественный замок, а можно безобразный сарай. Правда, это будут словесные здания.
Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать в предложении, изменять. Этому нужно учиться.
Каждое слово имеет свое лексическое значение. О лексическом значении слова можно узнать в толковом словаре. Если вы хотите узнать, что означает не очень понятное для вас слово, например, «горница», то, заглянув в толковый словарь, вы узнаете, что так называлась в старину чистая половина крестьянской избы.
Задание 2. Соедините линией слово из левого столбика с его лексическим значением из правого столбика.
Слово может быть общим названием группы предметов.
Задание 3. Выпишите слова в три столбика в соответствии с их общим названием.
Слова: жара, туман, радость, ливень, печаль, кресло, стол, грусть, диван.
Ответ.
Чувства |
Мебель |
Явления природы |
радость |
кресло |
жара |
печаль |
стол |
туман |
грусть |
диван |
ливень |
Задание 4. Разгадайте кроссворд. Если вы сделаете это правильно, то в выделенном столбце прочтёте отгадку на следующую загадку:
Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдёшь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)
По горизонтали.
1. Стоит над рекою, трясёт головою.
2. Не пловец, а плывущему
плыть помогает,
Не хитрец, а мигает,
мигает, мигает.
3. Всегда ходят, а с места
не сходят.
4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
5. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
6. Стоят дома высотные,
Этажи несчётные,
Шпили колючие
Под тучами летучими.
7. Девица — в темнице,
а коса на улице.
Ответы. 1. Ива. 2. Маяк. 3. Часы. 4. Рябина. 5. Облака. 6. Ёлки. 7. Морковь.
Объясните лексическое значение слова-отгадки.
Ответ. Василёк — полевой цветок.
Отгадайте загадку. Выполните графический диктант.
Очень медленно ползёт,
Панцирь на спине везёт.
(Черепаха.)
— Зачем вам, черепахи,
Квадраты на рубахе?
— Чтобы в шахматы и в шашки
Играли черепашки!
В. Орлов
От точки проведите линию на одну клетку вправо; на одну клетку вверх наискосок слева направо; на одну клетку вправо; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на одну клетку вверх наискосок слева направо; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на одну клетку влево; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на одну клетку вниз; на одну клетку вверх наискосок справа налево; на одну клетку влево; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на одну клетку вверх; на одну клетку вверх наискосок справа налево.
Добавьте необходимые детали. Раскрасьте черепаху.
Продолжаем работать над темой.
Задание 5. Назовите слово по его лексическому значению.
Такой, который не проявляет интереса, внимания к
Кому-либо, чему-либо — ... (равнодушный).
То, что дарят, что подарено — ... (подарок).
Сильный ветер со снегом — ... (метель).
Такой, который является примером для подражания — ... (примерный).
Самый обычный — ... (простой).
Любящий жизнь, не знающий уныния — ... (жизнерадостный).
Задание 6. Игра «Три попытки». Я задумаю слово. У вас есть три попытки, чтобы угадать его.
Вариант 1.
А). Он есть почти в каждой квартире. У него может быть разный голос — приятный, мелодичный или резкий, отвратительный.
Б). Конечно, он необходим, но иногда думаешь: лучше б его не было. Впрочем, его можно отключить, но тогда к вам никто не придет.
В). Он предупреждает о приходе гостей своим голосом, и мы идем открывать дверь. (Звонок.)
Вариант, 2.
A). Они нужны каждому ученику.
Б). Ими пользуются обычно на уроке труда. Они бывают опасными, а бывают безопасными.
B). Это инструмент. У них два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
Вариант 3.
A). Оно может быть, а может и не быть. Оно бывает плохим или хорошим.
Б). Когда оно хорошее — всё кругом хорошо. Если оно плохое — всё вокруг плохо. И если у родителей оно плохое, то к ним лучше не подходить!
B). Его можно поднять или опустить. Некоторым людям это хорошо удаётся. Если, например, я получу пятерку или мне сделают подарок, оно сразу само собою поднимается. А вот если получу два или меня накажут, оно сразу же опустится. (Настроение.)
Вариант 4.
A). Он всегда появляется неожиданно, особенно летом.
Б). Обычно он появляется вместе с дождём, и сразу все люди подходят к окну, чтобы лучше его рассмотреть.
B). Он представляет собой ледяной горох и бывает разного размера. Часто несёт с собой разрушения. (Град.)
Вариант 5.
A). Его едят, но не всегда. Про него говорят: ни рыба ни мясо.
Б). У него очень много названий. Его ищут. Его можно жарить, варить, солить и сушить.
B). У него есть шляпка и ножка. Он хорошо растет после дождя. Бывает съедобный и несъедобный. Иногда им можно отравиться и даже умереть. (Гриб.)
Мишуткина академия
Задание 1. Какое из данных слов не рифмуется со словом боль? Подчеркните правильный ответ.
Соль моль карамель фасоль
Задание 2. Найдите в фантазийном слове части двух хорошо известных слов — названий кухонных принадлежностей. Запишите эти названия.
Кастрюдце — ... (Кастрюля, блюдце.)
Туркашка — ... (Турка, чашка.)
Графлебница — ... (Графин, хлебница.)
Задание 3. Сколько слов, обозначающих действие (глаголов), в следующих строчках? Подчеркните правильный ответ.
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог —
Весь до ниточки промок.
А. Барто
Один два три четыре пять
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».