Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 1
Занятие 3. Однозначные и многозначные слова
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «однозначные слова», «многозначные слова», привести примеры. многозначных слов; формировать умение объединять слова в группы по принципу многозначности слова; развивать внимание, мышление, зрительную память, конструкторские способности.
Оборудование: у учащихся — коробок со спичками, головоломка «танграм».
На прошлом занятии, ребята, вы познакомились с понятием «лексическое значение слова». У каждого слова есть свое лексическое значение. Например, «пурга» — это очень сильная метель. Таково лексическое значение этого слова.
Большинство слов в русском языке имеют по одному лексическому значению. Такие слова называются однозначными.
Но некоторые слова имеют два и более лексических значений. Такие слова называются многозначными. Например, слово «гроза» имеет три значения:
1) атмосферное явление (Началась страшная гроза.);
2) беда, опасность (Над страной нависла гроза.);
3) кто-либо или что-либо, внушающее страх, наводящее ужас («Он был грозою нашего района — мальчишка из соседнего двора» (К. Ваншенкин)).
Послушайте стихотворение.
Дорога
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
В. Остен
Задание 1. Рассмотрите рисунки. С помощью карандаша объедините их в три множества в соответствии с многозначными словами:
Задание 2. Отгадайте загадки. Запишите отгадки — многозначные слова.
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются — ...
(Иголки.)
Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И шифровку прочитать.
(Ключ.)
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я — планка для черчения;
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(Линейка.)
Задание 3. Объясните, чем отличаются:
загородный парк от трамвайного;
огонь в печи от артиллерийского;
холодное молоко от холодного взгляда;
горячий суп от горячего желания.
Ответ. Загородный парк — это уголок природы. Трамвайный парк — это место стоянки трамваев. Огонь в печи — это горение дров или угля, дающее тепло. Артиллерийский огонь — залп из артиллерийского орудия. Холодное молоко — значит охлаждённое, например, в холодильнике. Холодный взгляд — взгляд недружественный. Горячий суп — суп только что снятый с плиты. Горячее желание — стремлении достичь чего-либо во что бы то ни стало.
Задание 4. Назовите группы предметов одним словом. Объясните, чем похожи предметы в группе.
Ответ: 1. Молнии. 2. Машины. 3. Ленты.
Занимательный привал!
Ответьте на шуточные вопросы.
Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько.)
У коровы 2 правые ноги и 2 левые, 2 ноги спереди и 2 ноги сзади. Сколько ног у коровы? (4 ноги.)
Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
У Маши в сумке 3 фрукта и 2 яблока. Чего у неё больше? (Яблоки тоже фрукты.)
Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить.)
На ветке смородины висело 5 кистей, среди них 1 кисть красной смородины. Какого цвета были остальные кисти? (Тоже красного.)
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
Какой кистью не раскрасишь рисунок? (Например, кистью рябины.)
Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)
У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо детей.)
Выложите из деталей танграма изображение волка.
Продолжаем работать над темой.
Задание 5. Прочтите текст и объясните, почему мальчики не поняли друг друга.
Миша звонит по телефону Диме:
— Дима, у меня проблема. Я взял у Антошки конструктор на выходные и потерял ключ. Что делать?
— Ты что, домой попасть не можешь? Придется подождать, пока мама с работы придет. А пока приходи ко мне, вместе позанимаемся с Антошкиным конструктором.
— Ты не понял, Дима! Я сейчас дома!..
— А говоришь, ключ потерял...
.: Мальчики не поняли друг друга, потому что Миша говорил о гаечном ключе от конструктора, а Дима — о ключе от дверного замка.
Задание 6. Придумайте как можно больше предложений с многозначным словом «хвост». Помогут вам в этом рисунки художника.
Примеры предложений. 1. У кошки Маруськи пушистый хвост. 2. У самолета отвалился хвост. 3. Нумерация вагонов начинается с хвоста поезда. 4. Я встал в хвост очереди.
Мишуткина академия
Задание 1. Расшифруйте ребусы.
1.
(Поделка.)
2.
(Ростов.)
3.
(Москва.)
Задание 2. Про хорошо видящего человека говорят: «У него глаза зоркие, как у ...». Подчеркните правильный ответ.
Сокола вороны петуха соловья
Задание 3. Сколько слов, обозначающих признак предмета (прилагательных), в следующем стихотворении:
Толстый клоун, попляши!
Тонкий клоун, посмеши!
Только клоун скажет чушь,
Трубачи сыграют туш.
В. Берестов
Подчеркните правильный ответ.
Одно два три четыре
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».