Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 3. Однозначные и многозначные слова

Цель: познакомить учащихся с понятиями: «однозначные слова», «многозначные слова», привести примеры. многозначных слов; формировать умение объединять слова в группы по принципу многозначности слова; развивать внимание, мышление, зрительную память, конструкторские способности.

Оборудование: у учащихся — коробок со спичками, головоломка «танграм».

На прошлом занятии, ребята, вы познакомились с понятием «лексическое значение слова». У каждого слова есть свое лексическое значение. Например, «пурга» — это очень сильная метель. Таково лексическое значение этого слова.

Большинство слов в русском языке имеют по одному лексическому значению. Такие слова называются однозначными.

Но некоторые слова имеют два и более лексических значений. Такие слова называются многозначными. Например, слово «гроза» имеет три значения:

1) атмосферное явление (Началась страшная гроза.);

2) беда, опасность (Над страной нависла гроза.);

3) кто-либо или что-либо, внушающее страх, наводящее ужас («Он был грозою нашего района — мальчишка из соседнего двора» (К. Ваншенкин)).

Послушайте стихотворение.

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами...

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

     В. Остен

Задание 1. Рассмотрите рисунки. С помощью карандаша объедините их в три множества в соответствии с многозначными словами:

Задание 2. Отгадайте загадки. Запишите отгадки — многозначные слова.

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются — ...

    (Иголки.)

Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И шифровку прочитать.

   (Ключ.)

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я — планка для черчения;

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

     (Линейка.)

Задание 3. Объясните, чем отличаются:

загородный парк от трамвайного;

огонь в печи от артиллерийского;

холодное молоко от холодного взгляда;

горячий суп от горячего желания.

Ответ. Загородный парк — это уголок природы. Трамвайный парк — это место стоянки трамваев. Огонь в печи — это горение дров или угля, дающее тепло. Артиллерийский огонь — залп из артиллерийского орудия. Холодное молоко — значит охлаждённое, например, в холодильнике. Холодный взгляд — взгляд недружественный. Горячий суп — суп только что снятый с плиты. Горячее желание — стремлении достичь чего-либо во что бы то ни стало.

Задание 4. Назовите группы предметов одним словом. Объясните, чем похожи предметы в группе.

Ответ: 1. Молнии. 2. Машины. 3. Ленты.

Занимательный привал!

Ответьте на шуточные вопросы.

Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько.)

У коровы 2 правые ноги и 2 левые, 2 ноги спереди и 2 ноги сзади. Сколько ног у коровы? (4 ноги.)

Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)

У Маши в сумке 3 фрукта и 2 яблока. Чего у неё больше? (Яблоки тоже фрукты.)

Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить.)

На ветке смородины висело 5 кистей, среди них 1 кисть красной смородины. Какого цвета были остальные кисти? (Тоже красного.)

Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

Какой кистью не раскрасишь рисунок? (Например, кистью рябины.)

Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)

У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо детей.)

Выложите из деталей танграма изображение волка.

Продолжаем работать над темой.

Задание 5. Прочтите текст и объясните, почему мальчики не поняли друг друга.

Миша звонит по телефону Диме:

— Дима, у меня проблема. Я взял у Антошки конструктор на выходные и потерял ключ. Что делать?

— Ты что, домой попасть не можешь? Придется подождать, пока мама с работы придет. А пока приходи ко мне, вместе позанимаемся с Антошкиным конструктором.

— Ты не понял, Дима! Я сейчас дома!..

— А говоришь, ключ потерял...

.: Мальчики не поняли друг друга, потому что Миша говорил о гаечном ключе от конструктора, а Дима — о ключе от дверного замка.

Задание 6. Придумайте как можно больше предложений с многозначным словом «хвост». Помогут вам в этом рисунки художника.

Примеры предложений. 1. У кошки Маруськи пушистый хвост. 2. У самолета отвалился хвост. 3. Нумерация вагонов начинается с хвоста поезда. 4. Я встал в хвост очереди.

Мишуткина академия

Задание 1. Расшифруйте ребусы.

1.

(Поделка.)

2.

(Ростов.)

3.

(Москва.)

Задание 2. Про хорошо видящего человека говорят: «У него глаза зоркие, как у ...». Подчеркните правильный ответ.

Сокола вороны петуха соловья

Задание 3. Сколько слов, обозначающих признак предмета (прилагательных), в следующем стихотворении:

Толстый клоун, попляши!

Тонкий клоун, посмеши!

Только клоун скажет чушь,

Трубачи сыграют туш.

    В. Берестов

Подчеркните правильный ответ.

Одно два три четыре

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».