Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 1
Занятие 10. Играем со словарными словами
Цель: способствовать формированию грамотному написанию словарных слов; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, речь.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Сегодня на занятии, ребята, мы поиграем со словарными словами. Надеюсь, благодаря различным играм, вам удастся запомнить их написание.
Задание 1. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали.
4. То же, что путь. (Дорога.)
5. Синоним слова «картинка». (Рисунок.)
6. Приём пищи в середине дня. (Обед.)
7. Последний месяц осени. (Ноябрь.)
По вертикали.
1. Подземный вид транспорта. (Метро.)
2. Овощ оранжевого цвета. (Морковь.)
3. Антоним слова «медленно». (Быстро.)
Задание 2. Расшифруйте зашифрованные разными способами слова.
Задание 3. Найдите и подчеркните слова, которые «прячутся» внутри следующих словарных слов.
уРОЖай КОНЬки РОДина
яГОДа МАЛина СНЕГирь
обЛАКо РИСунок уЛИЦА
Задание 4. Послушайте один раз ряд слов. Запомните их в том же порядке. Запишите первую букву каждого слова. Прочтите получившееся слово.
Мука, Африка, город, Азия, зима, индюк, ноты.
Ответ. Магазин.
Сок, пушка, алый, сено, игла, белка, осень.
Ответ. Спасибо.
Занимательный привал!
Прочтите стихотворение. Вставьте недостающие слова.
Стихи про январь
Посмотрите, во дворе
Все деревья (ОЙ!).
Пляшет белая метель
В новогодний первый (ОЙ!).
Отшумели праздники,
Говорят проказники:
«Старый год немного жаль,
А на улице (ОЙ!)!»
Т. Агибалова.
Ответ. В серебре, день, январь.
Отгадай загадку. Перерисуй по клеточкам предмет—отгадку. Раскрась.
Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт —
Всяк поклон отдаёт.
Продолжаем играть со словарными словами.
Задание 5. Отгадайте три загадки. Составьте (устно) со словарными словами-отгадками как можно больше предложений, используя в каждом предложении сразу три слова.
Птица белая,
Вестями обклеена.
Тук да тук, тук да тук —
Слышно из лесочка.
Кто там, кто там мастерит,
Но без молоточка?
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
Примеры. 1. Дятел прочитал газету и отдал её зайцу. 2. Заяц прочитал в газете о дятле. 3. Фотографии дятла и зайца поместили в газете. 4. Дятел сложил из газеты шапку и надел её на голову зайцу.
«А ну-ка, сообрази!»
О каком месяце идёт речь?
Сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.
Ответ: Ноябрь.
Году — начало, зиме — середина.
Ответ: Январь.
Задание 6. Найдите «спрятавшееся» словарное слове Выделите его в рамочку.
Ответ. Месяц.
Мишуткина академия
Задание 1. Как сказать по-итальянски «учитель», если мы так называем известнейших музыкантов и художников? Подчеркните правильный ответ.
Преподаватель маэстро
Вождь лидер
Задание 2. Отгадайте загадки. По словам—отгадкам определите загаданное название сказки. Подчеркните правильный ответ.
Хоть сама — и снег, и лёд,
А уходит — слёзы льёт.
(Зима.)
Ручьями очищаются и хвоя, и валежник,
И первым появляется в проталине ...
(Подснежник).
Двенадцать птиц
Летят друг за другом
Год за годом,
Строго по кругу.
(Месяцы.)
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...
(Новый год.)
«Двенадцать месяцев» С. Маршака
«Снегурочка», русская народная сказка
«Морозко», русская народная сказка
«Два мороза», русская народная сказка
Задание 3. Вычеркните в каждой строчке слово, которое по смыслу не подходит к остальной группе слов.
Индюк, гусь, журавль, петух. (Журавль, так как не является домашней птицей.)
Клён, роща, ива, дуб. (Роща, так как не является названием дерева.)
Сладкий, горький, кислый, испорченный. (Испорченный, так как не обозначает вкус.)
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».