Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 1
Занятие 13. Секреты некоторых букв
Цель: уточнить представления детей о буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, головоломка «танграм».
Сегодня, ребята, мы поговорим об особенных буквах русского языка. Послушайте стихотворение.
Вам уже знаком секрет:
Буква есть, а звука нет.
Если алфавит прочесть,
Букв таких найдёте шесть.
Это, ясно вам и так:
Мягкий знак и твёрдый знак.
Я, ребята, признаю:
Нет такого звука [Ю].
(Ю = Й + У.)
И открытье не моё,
То, что нету звука [Ё].
(Ё = Й + О.)
Заодно скажу, друзья,
Также нет и звука [Я].
(Я = Й + А.)
И прошу поверить мне,
Нет на свете звука [Е].
(Е = Й + Э.)
А. Усачёв
Повторите, пожалуйста, каких звуков нет в русском языке. (Ъ, Ь, Ю, Ё, Я, Е).
Что вы можете сказать о буквах «мягкий знак» и «твёрдый знак»? (Они звуков не обозначают.)
Твёрдый знак — такая штука...
В общем, нет такого звука.
Буква есть, а звука нет.
Почему? —
Пока секрет.
А. Усачёв
Нет также звука «Мягкий знак».
Но без него нельзя никак,
Ведь им кончается
БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.
(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
А. Усачёв
Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его роль очень похожа на роль разделительного мягкого знака. Но если разделительный мягкий знак, как правило (хотя бывают и исключения), стоит ближе к концу слова (например, листья, перья, бельё), то разделительный твёрдый знак никогда не встает в конец слова — только ближе к началу (съехал, съёжился, объёмный). Подробнее об этом вы узнаете в третьем классе.
Задание 1. Прочтите стихотворение. Подчеркните разделительный твёрдый знак в выделенных словах. Обратите внимание, какую позицию он занимает в слове. (Ближе к началу.)
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, И ОБЪЯВЛЕНЬЕ.
Л. Измайлов
Задание 2. Вставьте разделительный твёрдый знак в следующие слова.
Въехал, отъехал, подъехал, въезжать, подъезжать, съезжать, въезд, отъезд, предъявить, съёмка, взъерошенный, подъёмный.
Задание 3. Закройте тетрадь. Вспомните и перечислите слова из предыдущего задания, в которых пишется разделительный твёрдый знак.
Буква «мягкий знак», служащая для смягчения, показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко в конце слова и между двумя согласными. Например, конь, деньки.
А вот разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Пишется разделительный мягкий знак перед буквами «Е», «Ё», «И», «Ю», «Я». Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й] (в квадратных скобках) в словах. Например, колья, ночью, здоровье.
Задание 4. Прочтите стихотворение. Подчеркните в выделенных словах мягкий знак для смягчения синим карандашом, а разделительный мягкий знак — красным.
Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы ЕЛЬЮ
Зелёная ЕЛЬ.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы МЕЛЬЮ
Песчаная МЕЛЬ.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто—то бы ел!
Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и УГОЛЬ бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас ошибался тогда!
М. Пляцковский
Ответ. Мягкий знак для смягчения в словах: ель, мель, уголь; разделительный мягкий знак в словах: елью, мелью.
Задание 5. В словах мягкий знак для смягчения закрасьте синим карандашом, а разделительный мягкий знак — красным.
Ответ. Мягкий знак для смягчения в словах: Ольга, кровать; разделительный мягкий знак в словах: жильё, деревья, осенью, оладьи, друзья, прутья, варенье.
Давайте отдохнём. Занимательный привал!
Отгадайте загадку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля...
Узнаёте? Это ... (Цапля.)
Выложите из деталей танграма цаплю.
Послушайте «страшилку ».
Белое пианино
Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:
— Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!
Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.
Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:
— Женщина, женщина, отдай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!
Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.
Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:
— Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!
Бабушка перепугалась и дала.
А потом они позвонили в милицию и всё рассказали.
Приехали в их квартиру милиционеры, открыли крышку пианино, а там...
Э. Успенский
Придумайте юмористическое окончание «страшилки».
Окончание «страшилки»: ...а там сидит Карлсон и считает деньги:
— На варенье хватит, на конфеты хватит, на плюшки ... не хватит!
Возвращаемся к теме занятия.
Как мы уже сказали в начале занятия, не бывает звуков «Ъ», «Ь», а также «Ю», «Ё», «Я», «Е». Буквы «Ю», «Ё», «Я», «Е» обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова ([Й’][У]г, [Й’][О]лка, [Й’][А]ма, [Й’][Э]дёт) или (спо[Й’][О]м) после гласных.
Если же буквы «Ю», «Ё», «Я», «Е» стоят после мягких согласных, то они обозначают один звук: [У], [О], [А], [Э]. Например, воро[Б’][Э]й, к[Л’][О]н, к[Л’][У]ква, [М’][А]со.
Задание 6. Сделайте буквенную запись слов.
[вол’а] — ... (воля).
[сал’ут] — ... (салют).
[й'ожык] — ... (ёжик).
[стули’а] — ... (стулья).
[й’уный] — ... (юный).
[л’эс] — ... (лес).
Мишуткина академия
Задание 1. Как называется нестихотворная речь из двух предлогов? Подчеркните правильный ответ.
Рассказ проза басня загадка
Задание 2. О каком человеке говорят энергичный? Отметьте правильный ответ галочкой.
О том, кто проявляет быстроту, живость, решительность в действии.
О том, кто не склонен задумываться о своих делах и огорчаться неудачами.
О том, на которого можно положиться, кто постоянен в своих чувствах, взглядах.
Задание 3. Догадайтесь, части названий каких двух растений соединены в одном фантазийном слове. Запишите их.
Гвоздилия — ... (Гвоздика, лилия.)
Тыкбачок — ... (Тыква, кабачок.)
Баклурец — ... (Баклажан, огурец.)
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».