Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 13. Секреты некоторых букв

Цель: уточнить представления детей о буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские способности.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, головоломка «танграм».

Сегодня, ребята, мы поговорим об особенных буквах русского языка. Послушайте стихотворение.

Вам уже знаком секрет:

Буква есть, а звука нет.

Если алфавит прочесть,

Букв таких найдёте шесть.

Это, ясно вам и так:

Мягкий знак и твёрдый знак.

Я, ребята, признаю:

Нет такого звука [Ю].

(Ю = Й + У.)

И открытье не моё,

То, что нету звука [Ё].

(Ё = Й + О.)

Заодно скажу, друзья,

Также нет и звука [Я].

(Я = Й + А.)

И прошу поверить мне,

Нет на свете звука [Е].

(Е = Й + Э.)

   А. Усачёв

Повторите, пожалуйста, каких звуков нет в русском языке. (Ъ, Ь, Ю, Ё, Я, Е).

Что вы можете сказать о буквах «мягкий знак» и «твёрдый знак»? (Они звуков не обозначают.)

Твёрдый знак — такая штука...

В общем, нет такого звука.

Буква есть, а звука нет.

Почему? —

Пока секрет.

   А. Усачёв

Нет также звука «Мягкий знак».

Но без него нельзя никак,

Ведь им кончается

БУКВАРЬ

И размягчается

СУХАРЬ.

(Какой бы это был кошмар,

Когда бы грызли мы СУХАР!)

   А. Усачёв

Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его роль очень похожа на роль разделительного мягкого знака. Но если разделительный мягкий знак, как правило (хотя бывают и исключения), стоит ближе к концу слова (например, листья, перья, бельё), то разделительный твёрдый знак никогда не встает в конец слова — только ближе к началу (съехал, съёжился, объёмный). Подробнее об этом вы узнаете в третьем классе.

Задание 1. Прочтите стихотворение. Подчеркните разделительный твёрдый знак в выделенных словах. Обратите внимание, какую позицию он занимает в слове. (Ближе к началу.)

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите — не хотите,

Стоит он в алфавите!

Было СЕЛИ,

Стало СЪЕЛИ.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,

И ПОДЪЕЗД, И ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

      Л. Измайлов

Задание 2. Вставьте разделительный твёрдый знак в следующие слова.

Въехал, отъехал, подъехал, въезжать, подъезжать, съезжать, въезд, отъезд, предъявить, съёмка, взъерошенный, подъёмный.

Задание 3. Закройте тетрадь. Вспомните и перечислите слова из предыдущего задания, в которых пишется разделительный твёрдый знак.

Буква «мягкий знак», служащая для смягчения, показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко в конце слова и между двумя согласными. Например, конь, деньки.

А вот разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Пишется разделительный мягкий знак перед буквами «Е», «Ё», «И», «Ю», «Я». Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й] (в квадратных скобках) в словах. Например, колья, ночью, здоровье.

Задание 4. Прочтите стихотворение. Подчеркните в выделенных словах мягкий знак для смягчения синим карандашом, а разделительный мягкий знак — красным.

Без мягкого знака,

Без мягкого знака

Не стала бы ЕЛЬЮ

Зелёная ЕЛЬ.

Без мягкого знака,

Замечу, однако,

Не стала бы МЕЛЬЮ

Песчаная МЕЛЬ.

Песчаная мель

Превратилась бы в мел,

И ель бы исчезла,

А кто—то бы ел!

Без мягкого знака,

Без мягкого знака,

Пожалуй, и УГОЛЬ бы

Не был углём.

Без мягкого знака,

Замечу, однако,

Он стал бы, он стал бы

Обычным углом.

Без мягкого знака

Была бы беда:

Любой бы из нас ошибался тогда!

    М. Пляцковский

Ответ. Мягкий знак для смягчения в словах: ель, мель, уголь; разделительный мягкий знак в словах: елью, мелью.

Задание 5. В словах мягкий знак для смягчения закрасьте синим карандашом, а разделительный мягкий знак — красным.

Ответ. Мягкий знак для смягчения в словах: Ольга, кровать; разделительный мягкий знак в словах: жильё, деревья, осенью, оладьи, друзья, прутья, варенье.

Давайте отдохнём. Занимательный привал!

Отгадайте загадку.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля...

Узнаёте? Это ... (Цапля.)

Выложите из деталей танграма цаплю.

Послушайте «страшилку ».

Белое пианино

Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:

— Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!

Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.

Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:

— Женщина, женщина, отдай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!

Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.

Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:

— Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!

Бабушка перепугалась и дала.

А потом они позвонили в милицию и всё рассказали.

Приехали в их квартиру милиционеры, открыли крышку пианино, а там...

Э. Успенский

Придумайте юмористическое окончание «страшилки».

Окончание «страшилки»: ...а там сидит Карлсон и считает деньги:

— На варенье хватит, на конфеты хватит, на плюшки ... не хватит!

Возвращаемся к теме занятия.

Как мы уже сказали в начале занятия, не бывает звуков «Ъ», «Ь», а также «Ю», «Ё», «Я», «Е». Буквы «Ю», «Ё», «Я», «Е» обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова ([Й’][У]г, [Й’][О]лка, [Й’][А]ма, [Й’][Э]дёт) или (спо[Й’][О]м) после гласных.

Если же буквы «Ю», «Ё», «Я», «Е» стоят после мягких согласных, то они обозначают один звук: [У], [О], [А], [Э]. Например, воро[Б’][Э]й, к[Л’][О]н, к[Л’][У]ква, [М’][А]со.

Задание 6. Сделайте буквенную запись слов.

[вол’а] — ... (воля).

[сал’ут] — ... (салют).

[й'ожык] — ... (ёжик).

[стули’а] — ... (стулья).

[й’уный] — ... (юный).

[л’эс] — ... (лес).

Мишуткина академия

Задание 1. Как называется нестихотворная речь из двух предлогов? Подчеркните правильный ответ.

Рассказ проза басня загадка

Задание 2. О каком человеке говорят энергичный? Отметьте правильный ответ галочкой.

О том, кто проявляет быстроту, живость, решительность в действии.

О том, кто не склонен задумываться о своих делах и огорчаться неудачами.

О том, на которого можно положиться, кто постоянен в своих чувствах, взглядах.

Задание 3. Догадайтесь, части названий каких двух растений соединены в одном фантазийном слове. Запишите их.

Гвоздилия — ... (Гвоздика, лилия.)

Тыкбачок — ... (Тыква, кабачок.)

Баклурец — ... (Баклажан, огурец.)

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».