Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 14. Шарады, анаграммы и метаграммы

Цель: уточнить представления детей о шараде, анаграмме и метаграмме; формировать умение разгадывать шарады, анаграммы и метаграммы; развивать внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию, речь, артистические способности.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Ребята, сегодня я предлагаю вам поупражняться в разгадывании шарад, анаграмм и метаграмм.

Давайте вспомним, что такое шарада. (ШАРАДА — это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.)

Задание 1. Разгадайте шарады.

Первое — нота,

Второе — игра.

Целое встретится у столяра. (До-лото.)

Начало — буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся

И обойти всегда стремятся.

А целое летает и жужжит.

То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель.)

Начало — мышки писк в траве.

Конец — на бычьей голове.

Бывает яблочным, капустным,

Румяным, пышным, очень вкусным. (Пи-рог.)

В начале слова — обрыв, овраг,

Потом — на конверте почтовый знак.

В целом — то место, куда на Руси

Товары свои привозили купцы! (Яр-марка.)

Две ноты, две буквы,

Все вместе — игра,

В которую любит играть детвора. (До-ми-но.)

Задание 2. Придумайте (устно) свою шараду для одного из слов: угол, задача, картина, фасоль.

Примеры.

Шарада для слова угол.

Сначала назовите букву, которая в алфавите стоит после Т (У), затем скажите слово, которое кричат, когда шайба попадает в ворота (ГОЛ). Получится место, куда ставят детей, когда наказывают.

Шарада для слова задача.

Сначала назовите второй слога слова «коза» (ЗА), затем маленький домик на шести сотках (ДАЧА). Получится то, что мы решаем в учебнике математики.

Шарада для слова картина.

Сначала скажите, как кричит ворона (КАР), затем назовите то, что растет на дне водоема (ТИНА). Получится то, что пишет художник.

Шарада для слова фасоль.

Сначала назовите ноту, которая идет после ноты «ми» (ФА), затем приправу белого цвета (СОЛЬ). Получится овощ из стручка.

Теперь давайте вспомним, что такое анаграмма. (АНАГРАММА — это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например: липа — пила, актёр — тёрка), а также при чтении справа налево (например: кот — ток) слово приобретает новое значение.)

Задание 3. Разгадайте ребусы. Придумайте к словам-отгадкам анаграммы.

А теперь — занимательный привал!

Отгадайте загадку.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце.)

Выполните графический диктант.

От точки проведите линию на одну клетку вверх наискосок справа налево; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на одну клетку вниз; на две клетки вниз наискосок слева направо.

Закончите рисунок. Раскрасьте сердце в необычные цвета.

Изобразите действия с помощью жестов и мимики.

◊ Ты, стоя у доски, незаметно от учителя просишь одноклассников подсказать тебе ответ.

◊ Ты на уроке пишешь сочинение.

◊ Ты подслушиваешь под дверью.

◊ Ты поёшь на уроке музыки.

◊ Ты лепишь из пластилина на уроке труда.

◊ Ты на перемене играешь в «резиночку».

◊ Ты подметаешь класс, протираешь пыль.

◊ Ты поливаешь цветы на подоконнике.

◊ Ты моешь тряпку, протираешь доску.

◊ Ты рисуешь и раскрашиваешь карандашами на уроке изобразительного искусства.

◊ Ты на уроке физкультуры прыгаешь через «козла».

◊ Ты на уроке физкультуры играешь в баскетбол.

Снова работаем по теме занятия. Вспомните, что такое метаграммы. (метаграммы — это слова, различающиеся только одной буквой. Например, если в слове «сирена» заменить «А» на «Ь», то получится другое слово — «сирень».)

Задание 4. Разгадайте метаграммы.

С «Б» мучительной бываю,

С «М» одежду пожираю,

С «Р» актеру я нужна,

С «С» — для повара важна. (Боль — моль — роль — соль.)

Я в горах расту обычно,

Крепок я, боюсь огня,

И комод, и шкаф отличный

Можно сделать из меня.

У на «А» перемените,

И тогда, коль захотите,

Я с водой стоять могу.

С «Ы» пасусь я на лугу. (Бук — бак — бык.)

Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе отражаю.

Но «К» на «Ц» перемени —

Я по болоту зашагаю. (Капля — цапля.)

Меня найдёшь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел —

И мне не надо буквы «Л».

Мне «А» в начале напиши

И как зовут меня — реши. (Лист — аист.)

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что не стар,

С глухой — по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молод — молот.)

С буквой «Л» в игре в футбол

Часто слышим слово ...!

С «Д» уж в слове смысл не тот —

Мерой стало — просто ... . (Гол — год.)

Задание 5. Из данных предметов выберите те, у которых слова, их обозначающие, могут быть метаграммами. Запишите новые слова.

Ответ. Ложка — лодка, крыса — крыша, печка — пенка, машина — малина.

Мишуткина академия

Задание 1. Отгадайте слова. Запишите их.

С твёрдым «Л» я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только «Л» смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка — полька.)

Задание 2. Из приведённых ниже слов, кроме одного, можно убрать один слог, так чтобы получилось новое слово. Подчеркните слово, которое является исключением.

Золото серебро железо листопад корзина

Задание 3. Если папа — гусь, то сын — гусёнок. А мама? Подчеркните правильный ответ.

Гусиха гусыня гусятина

Улыбнись!»

Запрещают мне сорить

И расстёгнутым ходить,

Книжки взрослые читать

И ложиться поздно спать,

Есть до завтрака конфеты

Да ещё болтать при этом...

Всё на свете запрещают —

Быстро детство забывают...

Им-то можно всё, известно.

Но... уже неинтересно.

     (Виктория и Алексей Варгины)

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».