Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 15. Ещё раз о синонимах и антонимах

Цель: формировать умение подбирать синонимы и антонимы к данным словам, находить синонимы и антонимы в тексте; развивать внимание, мышление, чувство рифмы, пространственную ориентацию, воображение, расширять словарный запас.

Сегодня я предлагаю вам вновь вернуться к синонимам — словам, близким по смыслу, и антонимам — словам с противоположным значением.

Задание 1. Соедините линиями синонимы.

Ответ. Печально — грустно, скрытно — тайно, трудно — нелегко, честно — правдиво, верно — преданно, бедно — небогато, жарко — горячо.

Задание 2. Расшифруйте зашифрованные разными способами слова. Подберите к ним синонимы из слов для справок.

а) РЭУЭГЭАЭТЭЬЭ ...

Ответ. Ругать — журить. Читаем, пропуская каждую вторую букву, то есть «Э».

б) ЬТАВИЛАЗ ...

Ответ. Заливать — затоплять. Читаем справа налево.

в) 3ASБOFTИJTЬZCЯN ...

Ответ. Заботиться — беспокоиться. Читаем только русские буквы.

г)

Ответ. Обеднеть — обнищать. Читаем строчками сверху вниз.

д)

Ответ. Скрывать — прятать. Читаем строчками снизу вверх справа налево.

Слова для справок: журить, беспокоиться, прятать, затоплять, обнищать.

Задание 3. В следующих словосочетаниях подчеркните близкие по значению слова:

Свежая пища, запас корма, вкусная еда.

Наружность незнакомца, внешность человека, вид гостя.

Неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт.

Быстрый конь, скорый поезд, стремительная река. Неуклюжий щенок, неловкое движение, нескладный подросток.

Ценный груз, тяжёлая ноша, громоздкий багаж.

Задание 4. Подчеркните антонимы в тексте.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить —

Хочет рёву рассмешить.

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон — чёрный, голубь — белый

Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки —

Он гоняет их метлой.

Вася — добрый, Жора — злой!

Для красавицы спесивой

Принц не очень—то красивый.

Но он станет вмиг прекрасным

Рядом с монстром безобразным.

    О. Емельянова

А сейчас — занимательный привал!

Отгадайте загадку. Перерисуйте по клеточкам изображение.

Дитя двадцатого он века,

Так похож на человека,

Ему служит круглый год.

Кто это слово назовёт?

   (Робот.)

Дайте имя роботу.

Добавьте (устно) слово, соблюдая ритм и рифму.

Ос-ос-ос, не страшен нам ... (мороз).

Шки-шки-шки, поиграем мы в ... (снежки).

О́бы-обы-обы, намело ... (сугробы).

От-от-от, наступает Новый ... (год).

О́лку-о́лку-о́длку, мы наряжаем ... (ёлку).

И́нки-и́нки-и́нки, вырежу ... (снежинки).

От-от-от, дед Мороз ко мне ... (придёт).

А́рок-а́рок-а́рок, я получу ... (подарок).

Добавьте (устно) слово, соблюдая ритм, рифму, а также невероятность ситуации.

◊ Приготовлю я постель:

Простыни, подушку.

На перину почивать

Положу ...

   (лягушку, индюшку).

◊ Я дежурная сегодня —

И минутки лишней нет.

Приготовлю я к уроку

Тряпку, мел и ...

    (винегрет, пистолет).

◊ Когда в баню мы пойдём —

Чемодан с собой возьмём.

Отправляясь на пробежку,

Не забудем про ...

   (тележку, орешки).

◊ Я малину засолю,

Да в дубовой бочке,

А в компоте я сварю

Белые ...

   (грибочки, носочки).

◊ Путешествовать люблю я

С багажом, но налегке,

Самолётом по асфальту,

Электричкой по ...

 (реке).

Продолжаем работать по теме урока.

Задание 5. Соедините линиями картинки с противоположным значением.

Задание 6. Решите кроссворд «Антонимы».

По горизонтали.

1. Смельчак. (Трус.)

2. Плач. (Смех.)

3. Начало. (Конец.)

4. Закрытие. (Открытие.)

По вертикали.

2. Тёмный. (Светлый.)

5. Отдых. (Труд.)

6. Поздно. (Рано.)

Мишуткина академия

Задание 1. Переставьте местами буквы так, чтобы получились новые слова — названия деревьев. Напишите их.

Насос — ... (Сосна.)

Польто — ... (Тополь.)

Зерёба — ... (Береза.)

Задание 2. Вставьте в стихотворение недостающие слова.

Чтоб быть таким большим, как кит,

Хороший нужен ... (аппетит).

Вес у кита — десятки тонн!

Мне очень симпатичен ... (он).

Худого видели кита?

Чтоб не торчало живота,

Чтоб кожа был да кости?

Искать худого бросьте!

Киту могучим стать легко —

Он пьёт с пелёнок ... (молоко)!

      Т. Гетте

Задание 3. Найдите ответ на вопрос в конце строки. Подчеркните его.

Кто такая Алиса?

Что было написано поэтом за полгода?

Кто сказал, что остыла баня?

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».