Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 1
Занятие 16. Игротека
Цель: формировать умение различать мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак, находить синонимы и антонимы в тексте; формировать умение разгадывать шарады, метаграммы; развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Сегодня, ребята, я приглашаю вас в игротеку. Выполняя задания, мы повторим всё, что нам известно о мягком знаке, поупражняемся в разгадывании шарад и метаграмм.
Задание 1. Прочтите стихотворение. Подчеркните разделительный мягкий знак в выделенных словах.
Озорной разделительный мягкий знак
Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед Е.
Заметил, летит вороньё,
И ловко взлетел перед Ё.
К несчастью, свалился в репьи,
Попав прямиком перед И.
Оттуда залез к муравью,
Усевшись как раз перед Ю.
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед Я.
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте, друзья,
Меня вы найдёте в словах перед Я!»
Т. Крюкова
Задание 2. Раскрасьте слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости согласного звука.
Ответ: Тень, банька, галька.
Задание 3. Разгадайте шарады.
Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда. (Картина.)
Часть первая простая — это нота,
А со второй встречаться неохота —
Корова может ею нас боднуть!
А слово в целом означает «путь». (Дорога.)
Мой первый слог к себе зовёт,
Второй слог — дом наоборот. (Комод.)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши —
И покачусь я по дороге,
Или тебе обую ноги. (Ре-зина.)
Начало деревом зовётся,
Конец — читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Бук-вы.)
Первая буква есть в слове сурок,
Но нет этой буквы в слове урок.
А дальше подумай, и краткое слово
У умных ребят ты найдешь у любого.
Две буквы у мамы возьми без смущенья,
И в целом получишь итог от сложенья. (С-ум-ма.)
Задание 4. Измените в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Ответ: Кулёк (кулич, кулак), леска (лапка), скула (шкала), моток, норка.
Подошло время занимательного привала.
Найдите лишний предмет. Обведите его. Объясните свой выбор.
Ответ: 1. Хлеб, так как не является молочным продуктом. 2. Мороженое, так как не является напитком. 3. Масло, так как не является мясным продуктом. 4. Магнитофон, так как не является музыкальным инструментом.
Перерисуйте как можно точнее фигуры. Раскрасьте их.
Задание 5. Прочтите стихотворение. Подчеркните в нём синонимы.
Гляди, поехала машина.
Из-под колес — фонтаном пыль.
Машину можно звать машина,
А можно звать автомобиль.
Автомобиль не вроде клячи:
Сто лошадиных сил мотор...
Водитель за рулем.
Иначе
Он называется шофер.
С. Белорусец
Задание 6. Прочтите стихотворение. Подчеркните в нём антонимы.
Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев — забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев весь мокрый. Глеб — сухой.
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
«Ох, — вздыхает пес голодный. —
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»
Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьёт в жару горячий чай.
О. Емельянова
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.