Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 1
Занятие 17. Слова, обозначающие предметы

Цель: уточнить знания учащихся об имени существительном; формировать умение выделять из речи имена существительные, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых, писать собственные имена существительные с заглавной буквы; развивать внимание, память, мышление, пространственную ориентацию, речь.

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня, друзья, мы поработаем со словами, обозначающими предметы. Иначе их называют именами существительными.

Внимательно послушайте стихотворение.

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты —

Называются предметы.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, майки и винты,

Сёла, города, планеты —

Это тоже всё предметы!

Ах, какие слова восхитительные!

Называются они существительные.

Небоскрёбы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты —

Это тоже всё предметы!

Ручки, ластики, листы,

И отвёртки, и болты,

Звёзды, облака, кометы —

Это тоже всё предметы!

Ну какие же слова поразительные!

Называются они существительные.

Зайцы, мышки и кроты,

Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты —

Это тоже всё предметы!

Кубики и колобки,

Куклы и снеговики,

И компьютер, и дискеты —

Это тоже всё предметы!

До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они — существительные.

Мухи, комары, сверчки,

Мотыльки и светлячки,

Книжки, письма и газеты —

Это тоже всё предметы!

Да, давно сказать пора:

Доктора и повара,

Журналисты и поэты —

Это тоже всё предметы!

Все младенцы и банкиры,

Лётчики и пассажиры,

Дяди Коли, тети Светы

(И они у нас — предметы!)

Посылают вам приветы!

      Т. Рик

Задание 1. Назовите как можно больше слов, обозначающих предметы, которые прозвучали в стихотворении.

Слова, обозначающие предметы (имена существительные), могут отвечать на вопрос КТО? или на вопрос ЧТО?

Задание 2. Прочтите стихотворение. Подчеркните во втором стихе слова, отвечающие на вопрос КТО?, синим карандашом, на вопрос ЧТО? — зелёным.

Существительных в природе

При любой найдешь погоде.

Кто? и Что? — вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

Ответ: Слова, отвечающие на вопрос КТО?: кошка, мышка. Слова, отвечающие на вопрос ЧТО?: кукла, книжка.

Слова, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос КТО?, называются одушевлёнными (писатель, мама, лось, черепаха). Слова, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос ЧТО?, называются неодушевлёнными (трамвай, мужество, океан, балет).

Задание 3. Рассмотрите картинки. Квадратики под одушевлёнными предметами закрасьте красным карандашом, квадратики под неодушевлёнными предметами — синим.

Задание 4. Прочтите текст. Подчеркните все одушевлённые имена существительные.

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.

Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. (По Л. Толстому.)

Задание 5. В левом столбике записаны слова (имена существительные) неодушевлённые. Придумайте и запишите слова по образцу, так чтобы они стали одушевлёнными.

Что?

Кто?

Доклад

Докладчик

Туризм

? (турист)

Ловкость

? (ловкач)

Танк

? (танкист)

Звонок

? (звонарь)

Хитрость

? (хитрец)

Гадание

? (гадалка)

Молоко

? (молочник)

Лес

? (лесник)

А сейчас — занимательный привал!

Выполните графический диктант.

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

     (Народная потешка.)

От точки проведите линию на три клетки вправо; на две клетки вниз наискосок слева направо; на три клетки вверх наискосок слева направо; на одну клетку вправо; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на две клетки влево; на две клетки вниз наискосок справ налево; на одну клетку вниз; на одну клетку вниз наискосок справа налево; на три клетки влево; на одну клетку вверх наискосок справа налево; на одну клетку влево; на одну клетку вверх наискосок справа налево; на три клетки вправо; на две клетки вверх наискосок справа налево.

Раскрасьте рисунок.

Отгадайте загадки. Придумайте (устно) со словами-отгадками как можно больше предложений, так чтобы в каждом предложении были все три слова.

Молоко он пьёт, как киска,

И мышей охотно ловит,

Но желающих потрогать

Его иглы остановят. (Ёж.)

Я железный, я остёр,

Наколю я дров в костёр,

Чурку непременно

Превращу в полено. (Топор.)

Оранжевый, как солнышко,

В каждой дольке зёрнышко

И не кислый, как лимон,

Кругленький, как мячик, он. (Апельсин.)

Примеры предложений.

Ёж топором рубил апельсины.

Жена подарила ежу топор, а сын — апельсин.

Ёж искал топор, а нашёл апельсин.

Ёж нёс топор в лапах, а апельсин на иголках.

Когда ёж устал колоть дрова топором, то решил перекусить апельсином.

Ёж пришёл к выводу: топор совсем не похож на апельсин.

Возвращаемся к теме занятия.

Слова, которые обозначают предметы (имена существительные), бывают собственными и нарицательными. Собственные — это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, улиц, рек, деревень. Они пишутся с заглавной буквы (Анна Ивановна Озерова, пёс Тузик, кошка Пушинка, город Москва, река Волга, улица Пушкина, деревня Алексино). Большинство остальных слов являются нарицательными и пишутся с маленькой буквы (коза, пенал, астры, стадион).

Задание 6. Вставьте вместо пропусков имена собственные.

город ... (Москва.)

река ... (Волга.)

мальчик ... (Ваня.)

девочка ... (Катя.)

попугай ... (Кеша.)

улица ... (Заречная.)

Задание 7. Напишите свои имя, отчество и фамилию.

Мишуткина академия

Задание 1. Отгадайте загадку. Запишите слова-отгадки.

Я с Л смягчённым — под землей,

Бываю каменный и бурый,

А с твёрдым — в комнате моей

В геометрической фигуре.

Ответ: Уголь — угол.

Задание 2. Придумайте предложения по образцу. Можно добавлять предлоги.

Примеры. Вова едет на санках. За водоемом есть сад.

Задание 3. Мальчик положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю. Угадайте, куда собрался мальчик, если одну вещь он положил по ошибке. Подчеркните правильный ответ.

В гости в школу на пляж в кино

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».